Промоутерам, диджеям, трансерам: что такое прогрессив

Или почему те треки, которые многие называют прогрессивом, на самом деле им не является

Я достаточно давно наблюдаю за пситранс-сценой, поэтому не могу не заметить одну любопытную особенность: кажется, что любая пситранс-композиция с темпом ниже 140 BPM классифицуруется многими диджеями, промоутерами, да и самим слушателям как «прогрессив-псай», он же «псайпрог», хотя на деле это может быть совсем не так. Особенно замечаю такую тенденцию среди российских трансеров.

Постараюсь объяснить, что такое прогрессив-музыка, и почему важно называть вещи своими именами.

Мой трек с темпом 139 BPM. Его часто относят к прогрессиву, хотя он не имеет с ним ничего общего

Почему это важно

Может показаться, что я придираюсь — мол, «какая вообще разница, как стиль называть?». На самом деле это важно, потому что названия воспитывают вкус и задают ожидания.

названия воспитывают вкус и задают ожидания

Представьте, что вы с луны, никогда не слушали музыку и ничего не знаете о жанрах. Друг пригласил вас на концерт классической музыки, а на деле оказалось, что там играет тяжёлый рок. Понравится ли вам такая «классическая музыка» — не важно, а важно то, что услышав когда-нибудь настоящую симфоническую музыку, это будет совсем не то, что вы ожидали. И в этом проблема.

Пример из жизни. Обсуждаем с промоутером лайнап предстоящего мероприятия, я спрашиваю, кто будет открывать вечер. Промоутер называет имя диджея, и добавляет: «Ну, лайтовый такой прогрессив будет». На деле оказывается, что открывающий диджей долбит на пустой танцпол пситранс под 140 BPM, потому что в его устоявшемся понятии это «лайтовый прогрессив» (разумеется, так открывать не стоит; про важность разогревающих диджеев я уже писал и ещё не раз напишу).

Другой пример. Мероприятие, которое позиционируется как прогрессив-пати. Играет прогрессив, как надо. Но народ вообще не понимает, что это такое, и только под пситранс с темпом 145 и выше начинает «раскочегариваться». Так происходит как раз из-за подмены понятий, и в итоге приходит не та целевая аудитория, на которую рассчитывалось мероприятие.

Теперь постараюсь сформулировать, как правильно.

Что такое «прогрессив»

Само слово «прогрессив» — это прилагательное, которое наделяет следующее за ним существительное определёнными качествами.

Например:

Deep House
Hard Techno
Uplifting Trance
Progressive Psy

Со временем эти словосочетания стали названиями подстилей как единое целое, но значение описываемых ими характеристик не изменилось.

Конкретно «прогрессив» в данном случае означает прогрессию (не путать с прогрессивностью) — некое движение и планомерное развитие.

Если в других жанрах порой хочется перемотать трек и наконец услышать «тот самый момент», кульминацию, то в прогрессиве это размеренное чувство плавного нарастания, прогрессии, и есть самоцель. Зачастую в прогрессиве даже нет кульминации как таковой.

Разница не только эстетическая. В прогрессиве, музыкальная секвенция (скажем, лид — основная мелодия) длится намного дольше, иногда в течение всего трека, в то время как в не-прогрессиве партии меняются каждые 16 или 32 такта.

В хаусе и трансе

Прежде чем перейти к «псайпрогу», рассмотрим пару примеров в других жанрах.

Вот, например, крутейший прогрессив хаус, послушайте:

Обратили внимание, насколько равномерны эти треки? Если тыкнуть ползунок перемотки в несколько случайных мест, то может показаться, будто в треках вообще ничего не происходит — всю дорогу одно и то же. Но если послушать внимательно треки целиком, то можно заметить, как музыкальные слои нарастают друг на друге, образуя вместе глубокое, атмосферное, чарующее музыкальное погружение.

Глубокое, атмосферное, чарующее музыкальное погружение, которое даёт чувство прогрессии

Это и есть прогрессив.

Теперь рассмотрим более трансовые примеры:

У этих треков разная структура и эмоциональный окрас, но при этом чётко прослеживается те самые характерные черты прогрессив транса, как и в случае с прогрессив хаусом выше.

В пситрансе

Приближаясь теперь уже к прогрессив пситрансу, давайте послушаем несколько примеров общепринятой классики жанра, с которой начался его бурный расцвет в середине двухтысячных годов:

А вот уже более современное проявление добротного прогрессив пситранса:

За прошедшие десять лет псайпрог стал быстрее и более танцпольно-ориентированным, но даже несмотря на эволюцию, у него осталось то, что было и у родоначальников жанра — размеренную прогрессию и некая монотонность, в которых как раз и заключается главный кайф.

Для контраста, вот несколько треков, которые ошибочно называют прогрессивом из-за близкого темпа:

К этому моменту вы, вероятно, уже поняли, что эти треки совсем не прогрессив, несмотря на темп ниже 140 BPM. Эти треки — просто пситранс, без приставки «прогрессив».

Обычно в пситрансе более плотный музыкальный спектр со всевозможными фильтрами, текстурами, лидами, сэмплами и выраженной кульминацией. Также в нём более частые прерывания ритма за счёт переходов, «ям», «разгонов» и прочих моментов структуры и аранжировки.

Надеюсь, теперь видна разница: не каждый трек с темпом ниже ста сорока автоматически попадает в подстиль «прогрессив».

Я призываю всех любить музыку в различных проявлениях независимо от названий и жанров, но в то же время называть вещи своими именами: если уж иногда приходится классифицировать музыку по стилям, то давайте делать это правильно.

Если у вас есть сомнения, как назвать тот или иной подстиль пситранса, загляните в мой «Пситранс-гайд»: psytranceguide.com.

Next
© Даниил Соколовский, 2024
Powered by Aegea