Урок 1. Глава «Оборудование»
Если вам доводилось видеть фотографии различных клубов, то наверняка вы обращали внимание на оборудование возле диджея.
Например, вот так выглядит сцена в лондонском клубе «Министри Оф Саунд»:
А вот таким оборудованием пользуется немецкий техно-диджей Крис Либинг:
Обратите внимание, что во втором случае другое количество приборов, сами устройства выглядят иначе, ещё и компьютеры стоят по бокам. Как же так получается, что диджеи выступают на разном оборудовании?
Дело в том, что сегодня рынок диджейского оборудования не ограничен каким-то одним вариантом, как это было, скажем, 20 лет назад, а позволяет выступать диджеям с самыми разными сетапами. Для этого производители оборудования регулярно обновляют линейки, добавляют всё больше функций и форм.
Но что из этого действительно необходимо, а что является лишь вспомогательными инструментами? Что нужно, а что маркетинговый хайп? Без чего диджей не сможет выступить?
Хорошая новость в том, что независимо от того, на каком оборудовании и где вы играете — в маленьком баре, в большом клубе или у себя в спальне, вам понадобятся одни и те же ключевые функции. Это называется базовый диджейский сетап.
Чтобы сыграть сет, диджею нужны одни и те же функции независимо от типа оборудования
Это примерно как в автомобилях. Возьмите грузовик, лимузин или гоночную машину — они совершенно по-разному выглядят, по-разному управляются, да и созданы для разных задач, но тем не менее, во всех них есть общие функции: руль, педали, коробка передач и так далее. Вот с диджейским оборудованием почти то же самое.
Остановимся на каждом пункте подробней.
Хранение — это то, где хранится ваша музыка; источник, из которого мы будем запускать треки. Как правило, музыка хранится на носителях: пластинках, дисках, флешках, компьютерах или даже облачных хранилищах.
Воспроизведением занимаются проигрыватели. В отличие от обычных бытовых приборов, диджейские проигрыватели позволяют делать некоторые манипуляции с треками, например, управлять их темпом. Обычно диджеи называют такие проигрыватели «деками». Деки должны быть совместимы с выбранным музыкальным носителем: если в каких-то случаях это довольно очевидно, например, что современный медиаплеер не сможет проиграть пластинку, ведь её просто некуда там класть, то в случае с цифровыми носители намного больше вариантов совместимости и несовместимости, о которых мы ещё обязательно поговорим. Для рабочего сетапа нужны как минимум две деки.
Смешивание нужно для того, чтобы треки из двух дек звучали как единое целое. Прибор для смешивания называется микшерный пульт, или для краткости просто микшер. Микшер управляет громкостью и частотными характеристиками треков — например, позволяет убрать бас или прибавить «верха». Именно благодаря этим свойствам микшера диджеи сводят один трек с другим, выстраивая из них непрерывный диджейский сет.
Контроль ещё по-другому называют мониторингом. Дело в том, что звук с танцпола клуба доходит обратно до диджея с задержкой из-за особенностей отражения звука в пространстве. Поэтому чтобы слышать всё вовремя, диджеи контролируют, или мониторят звук с помощью наушников и специальных мониторных колонок. Помимо этого, в наушниках диджеи также предпрослушивают треки перед тем, как сыграть их для танцпола.
Вывод звука — это, собственно, то, через что музыка звучит на танцполе. В клубах для этого используются большие акустические системы и массивы из громкоговорителей, а дома с этой функцией вполне справятся и обычные колонки.
Собственно, вот пять функций, которые вместе образуют базовый диджейский сетап. Какое бы диковинное оборудование вы не встретили, в нём всегда будут эти пять функций в той или иной форме.
В 2011 году со мной произошёл курьёзный случай на выставке NAMM Musikmesse Russia — одной из крупнейших выставок профессионального музыкального оборудования. Я выступал там на стенде с диджейским оборудованием одной из компаний-участниц этой выставки.
До сих пор помню свой тихий ужас, когда придя в диджейку я обнаружил новое, незнакомое мне оборудование. В то время я вообще только научился более или менее нормально сводить, а тут ещё и оборудование, которое я видел первый раз в жизни. И даже не просто другая модель, а другой производитель. Как сейчас помню, это были деки и микшер от компании Stanton.
Пришлось быстро взять себя в руки и начать рассуждать:
«Так, у меня с собой музыка на дисках [хранение ✓]. У этих дек вообще есть сиди-привод? Фух, вот он, вижу. Так, вот одна дека, вот вторая. Так, вот у них управление темпом, запускаю трек — играет! [воспроизведение ✓]. Смотрю на микшер: на какие каналы поступает звук с проигрывателей? Ага, второй и третий. Это фейдеры громкости, это эквалайзер, отлично, сводить смогу [смешивание ✓]. Так, а куда тут вставляются наушники? А где контролируется их громкость? Нашёл [контроль ✓]. Где общая громкость выходного звука? Во, тоже вижу [вывод ✓]. Ну, погнали!»
Таким образом, понимая базовый диджейский сетап, то есть набор минимально необходимых функций, я смог быстро сориентироваться в новом оборудовании и сыграть на нём свой диджейский сет.
Обратите внимание на выбор слова: базовый диджейский сетап — это набор именно функций, а не устройств. Например, бывают проигрыватели, где на одном устройстве можно параллельно воспроизвести два источника музыки — то есть, физическое устройство одно, а выполняет функцию сразу двух дек. Бывают устройства, которые в одном корпусе совмещают в себе сразу и две деки, и микшерный пульт. А бывает, что ничего из этого вообще нет физически, потому что их заменяет программа на компьютере. Так что запомните, что базовый диджейский сетап — это именно набор функций. В каком виде или какой форме они представлены — уже другой вопрос.
В следующих уроках как раз поговорим о том, какое оборудование вообще бывает, чем оно различается и какое оборудование вам понадобится дома (и понадобится ли).
Первый урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 28 мая 2021 года.
Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.
Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.
Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.
Даниил Соколовский
Автор курса
Таня Соколовская
Дизайнер
Александр Климов
Видеомейкер
Иван Огорелков
Разработчик