Урок 9. Глава «Основы сведения»

Как диджеи сводят. Часть 3: уровни и эквализация

В прошлых двух уроках мы разобрались как запускать треки, ставить метки, выравнивать темп и репетировать сведение. А сегодня доведём начатое до конца и сведём треки.

Напомню, что процесс сведения состоит из семи шагов. Вот, где мы сейчас:

  1. Запускаем трек на первой деке.
  2. Загружаем и подготавливаем трек на второй деке.
  3. Выравниваем темп треков.
  4. Проверяем совместимость.
  5. Запускаем трек на второй деке.

- - - мы здесь - - -

  1. Сводим треки вместе.
  2. Уводим трек на первой деке.

Шаг 6: сводим треки вместе

Давайте посмотрим на наше оборудование. Кнопки на обеих деках светят непрерывно, значит играют оба трека. Об этом также говорят индикаторы громкости в центральной части микшера. Фейдер второго канала опущен, значит трек со второй деки по-прежнему слышим только мы в наушниках. О том, что включена предпрослушка в наушниках, нам говорят включённые кнопки над фейдерами. У второго канала ручка низких частот повёрнута влево.

Вот так:

Треки играют вместе, но второй пока ещё в наушниках

Всё готово к тому, чтобы выводить второй трек на танцпол.

Начнём постепенно прибавлять громкость на втором канале. Прямо берём фейдер и аккуратно поднимаем вверх. Я рекомендую делать это плавно, небольшими шагами:

Выводим громкость второго канала

В процессе обязательно мониторьте сведение в наушниках, чтобы не было «коней». При необходимости подправьте темп и бит. Теперь люди на танцполе слышат оба играющих трека. И тут самое время поговорить о громкости.

Громкость

Посмотрите на центральную часть микшера. После того, как мы нажали «плей» ещё на первой деке, на микшере появилась вертикальная зелёная полоска. Это индикация уровня громкости.

Индикаторы на микшере показывают уровень громкости каждого канала отдельно и общего суммарно. Общий уровень громкости называется мастером. Чем выше громкость, тем выше вертикальный столбец индикатора.

Обязательно следите за тем, чтобы уровень сигнала не доходил до красной отметки сверху. Если индикатор находится в красной зоне, это называется «клиппинг». На практике это означает, что звук перегружен, искажён, звучит неисправимо плохо и может вывести технику из строя. Никогда такого не допускайте.

Зелёный — отлично, жёлтый — хорошо, красный — плохо

Чтобы изменить максимальную громкость музыки, покрутите ручки над индикаторами громкости. Ручки над каналами называются тримом (Trim), а над мастером — мастер-левел (Master Level). Движение по часовой стрелке делает громче, против часовой — тише.

Тут важно понимать, что ползунки фейдера делают тише-громче только в рамках той максимальной громкости, которая выставлена. Если какой-то трек слишком громкий или слишком тихий относительно другого трека в миксе, то стоит скорректировать его громкость именно ручкой трим. При этом фейдер всегда должен двигаться по полной амплитуде, то есть от самого низа и до упора сверху.

В клубах уровень мастер-канала обычно выставляет звуковой инженер, диджеям лучше его не трогать. А дома звук с мастер-канала будет выходить на ваши колонки, поэтому смело его регулируйте (например, если соседи начнут стучать по батареям).

Два трека играют одновременно

Итак, фейдер второго канала в максимальном верхнем положении. Уровни громкости находятся в безопасной жёлтой зоне. Треки играют одновременно. Но означает ли это, что мы уже свели? Не совсем.

Дело в том, что основным треком считается тот, у которого звучит бас. Помните, что в прошлом уроке мы выкрутили ручку низких частот у второго канала? Обратите внимание на изображении выше, что эта ручка до сих пор находится в том же положении. Это значит основным по-прежнему считается трек с первой деки.

Но давайте поговорим подробнее, что это вообще за ручки такие и что конкретно они делают.

Эквализация

Одна из особенностей диджейских микшеров в том, что на них есть эквалайзер — прибор для изменения частотных характеристик. Как правило, это трёхполосный эквалайзер, то есть состоящий из трёх полос: низких, средних и высоких частот. За каждую полосу отвечает своя ручка соответственно.

Если упростить, то можно сказать так: низкие частоты — это ударные и бас, средние — мелодии и вокал, высокие — тарелки и всё прочее звенящее.

Давайте поочередно уберём низкие, средние и высокие частоты из трека и послушаем, как он изменится:

Эквализация: вырезание низких, средних и высоких частот

Для этой демонстрации я использовал эквалайзер в программе Аблетон. По звучанию он немного отличается от тех, что стоят в диджейских пультах, но общий принцип точно такой же.

Чтобы уменьшить частоты, поверните ручку эквалайзера против часовой стрелки. Заметьте, что я сказал именно «уменьшить». Не смотря на то, что ручки эквалайзера крутятся в обе стороны, то есть могут как вырезать, так и усиливать какие-то частоты, в 99% случаях нам нужно только уменьшать.

Также обратите внимание, что нейтральное положение ручек эквалайзера находится сверху, на 12 часов. Например, если сначала мы убрали бас, выкрутив ручку нижних частот влево, то чтобы обратно вернуть бас нам нужно повернуть ручку только до середины, то есть чтобы чёрточка на ручке смотрела вверх.

Смотрите, что будет, если мы добавим дополнительного баса, то есть выкрутим ручку по часовой стрелке:

Эквализация: усиление низких частот. Так не надо ❌

Тут сразу слышен перегруз, звук будто сжат и раздавлен. Также обратите внимание и на уровень громкости справа от эквалайзера: индикатор дошёл до красной зоны, а этого, как вы помните, допускать нельзя. В общем, всегда лучше вырезайте, а не прибавляйте частоты.

Возможно, вы уже догадались, зачем вообще на пульте нужен эквалайзер: когда играют два трека одновременно, только у одного из них должен быть бас. Если этого не сделать, то при наложении баса от двух треков был бы такой же перегруз, как и на видео выше, а так делать нельзя. Именно поэтому мы заранее на втором канале повернули ручку низких частот до упора влево. При этом средние и высокие частоты на двух треках могут быть в обычном положении, с ними таких проблем, как с низкими, нет.

Таким образом получается, что всё, что нам осталось для сведения, это переключить бас: убрать его на первом канале и вернуть на втором. Вот так:

Переключение низких частот. «Чик!», и готово

Но есть нюанс: а когда именно переключать бас? А как его переключать, резко или плавно?

На эти вопросы нет правильного ответа. Что-то зависит от музыкального материала: например, у чиллаута или дип-хауса бас можно переключать плавно, а у хард-техно или пситранса это лучше делать резко. Ну и личные предпочтения тоже играют роль.

Расскажу, как делаю я. Обычно я заранее знаю, на каком моменте хочу переключить бас с одного трека на другой, и отсчитываю оттуда 32 такта (две фразы) — это будет точка старта второго трека. То есть действую как бы от обратного.

Например, вот такой трек:

В этом фрагменте момент на 1:31 кажется мне отличным для переключения на следующий трек. Мысленно отматываю две фразы назад, и получается, что для переключения треков на 1:31 мне нужно запустить второй трек на 0:30. Это всё я понимаю ещё на этапе работы с медиатекой, то есть когда слушаю и добавляю трек себе в коллекцию (подробно об этом я рассказываю в продвинутой части курса).

Давайте покажу на картинке, а заодно сразу и сведу этот трек с другим. Посмотрите и послушайте:

Сведение двух треков в 32 такта

То же сведение, только в виде аудио (в этом формате я могу делать время кликабельными ссылками):

На этом видеофрагменте жёлтым цветом я отметил основной трек, то есть тот, у которого звучит бас. Сначала основным был трек на первой деке (сверху), а с 1:31 основным стал трек на второй деке (снизу).

Зелёные участки — это индикаторы перед началом новых фраз. Например, слова «Stroooong rhythm» на 0:28–0:30 — переход из одной фразы в другую, а на следующей сильной доле после этого можно запускать второй трек. Что я и сделал на 0:31. Как вы помните, трек на второй деке запускается с опущенным фейдером, поэтому сразу его не слышно, зато видно на видео выше.

А на втором зелёном фрагменте на 1:29–1:30 я переключаю бас. Это также видно по эквалайзеру в левом нижнем углу.

Вот, в общем-то, и всё. Теперь трек на второй деке стал основным. Осталось только отключить трек на первой деке.

Шаг 7: уводим трек на первой деке

После того, как мы переключили бас и сделали второй трек основным, можно постепенно начать уводить первый трек. Я рекомендую делать это так же плавно, как мы и выводили второй. Когда опустите фейдер до самого низа, нажмите «кью», чтобы остановить воспроизведение.

Вот так:

Уводим трек с первой деки и останавливаем воспроизведение

Всё, мы свели треки. Если вы дочитали до этого момента, то вы восхитительны!

После этого выбираем, подготавливаем и запускаем новый трек уже на первой деке, и так по кругу до конца сета. Первое время всё это может казаться сложным и запутанным, но с практикой эти действия дойдут до автоматизма.

Техники бывают разные

Техника сведения, которую мы разобрали в этом уроке — это универсальный, рабочий вариант, которым пользуюсь я сам. Такой метод хорошо работает для большинства стилей танцевальной электронной музыки. Но при этом это не единственная техника.

Например, можно сводить не фейдерами, а кроссфейдером. Или не эквалайзером, а фильтрами. Или выводить фейдеры не плавно, а резко. Всё зависит от стиля музыки, задачи, навыков и привычек диджея. И это, как вы помните, только базовый сетап.

Это не значит, что вам нужно разучивать все возможные техники сведения или максимально усложнять свой сетап. Просто знайте, что бывает и по-другому.

В следующих уроках разберём типовые ошибки, потом я покажу другие полезные вещи на проигрывателях и микшере, а после этого попробуем всё то же самое в программе «Рекордбокс».

Повторим

  1. Громкость нового трека следует поднимать плавно, постепенно выводя фейдер громкости до верха. Фейдеры всегда должны работать на полную амплитуду.
  2. Чтобы изменить общую громкость трека, нужно воспользоваться ручкой трим (Trim) над индикаторами громкости.
  3. Индикаторы показывают уровень громкости каждого канала. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы индикатор показывал красный цвет.
  4. Эквализация — процесс изменения частотных характеристик трека. Как правило, на диджейских микшерах регулируются три полосы: низкие, средние и высокие.
  5. Частоты всегда лучше вырезать, чем прибавлять. Нейтральное положение ручек эквалайзера — на 12 часов. В большинстве случаев во время сведения задействуется только ручка низких частот, менять средние и верхние частоты необязательно.
  6. Когда играют два трека одновременно, только у одного из них должен быть бас.
  7. Обычно я переключаю бас одного канала на другой на 32 такте. Но это не единственная техника сведения, по-другому тоже можно.

Девятый урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 29 июня 2021 года.

Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.

Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.

Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.

Александр Климов

Александр Климов
Видеомейкер

Иван Огорелков

Иван Огорелков
Разработчик

© Даниил Соколовский, 2024