Урок 7. Глава «Основы сведения»

Как диджеи сводят. Часть 1: метки, плей, пауза

Одни диджеи постоянно нажимают кнопки и крутят какие-то ручки. Такое ощущение, что если диджей перестанет это делать хоть на секунду, то музыка тут же остановится.

Другие диджеи, наоборот, то и дело что танцуют и стоят с поднятыми руками вверх. Кажется, что музыка играет сама по себе, а диджей просто улыбается и машет (иногда так и бывает).

А что же на самом деле происходит на сцене? Как диджеи сводят треки? Как один трек становится частью другого и вместе они сплетаются в миксе? Давайте разбираться.

Сетап

Предположим, что перед нами сетап из двух проигрывателей и двухканального микшера. К микшеру подключены наушники и акустическая система. В качестве музыкального носителя используются флешки — по одной на каждый проигрыватель. Всё это — базовый сетап, о котором мы говорили в прошлой главе.

Проигрыватель слева назовём первой декой, проигрыватель справа — второй декой.

Каждый канал на микшере соответствует декам: первый канал — первой деке, второй канал — второй деке.

Не так страшно, как кажется

Когда первый раз смотришь на диджейскую аппаратуру, то очень страшно: куча кнопок, ничего не понятно. И как диджеи в этом разбираются! Но на самом деле на клубном оборудовании много функций, которые зачастую не нужны. В основном, это всякие эффекты и их параметры, которые используются для креативных приёмов.

Чтобы вас не пугали лишние кнопки, на фотографиях ниже я затемнил те области, которые не относятся к теме этого урока — сведению.

Вот, как это выглядит:

Пара проигрывателей Pioneer CDJ-2000NXS2 и микшер Pioneer DJM-450. На первом изображении некоторые области намеренно затемнены, чтобы не отвлекали от важного, на втором — всё как есть. В нашем воображаемом сетапе ещё есть наушники и колонки, но представим, что они остались за кадром

Порядок действий

В базовом сценарии процесс сведения состоит из семи шагов:

  1. Запускаем трек на первой деке.
  2. Загружаем и подготавливаем трек на второй деке.
  3. Выравниваем темп треков.
  4. Проверяем совместимость.
  5. Запускаем трек на второй деке.
  6. Сводим треки вместе.
  7. Уводим трек на первой деке.

Повторяем пункты 2–7 до конца сета, чередуя деки. То есть сначала люди на танцполе слышат только трек из первой деки, пока диджей подготавливает следующий трек на второй деке. Потом треки играют одновременно. Потом остаётся играть только второй трек, а диджей в этом время подготавливает следующий трек, но уже на первой деке, и так по кругу. Как видите, сведение — это не абстракция и шаманизм, а вполне конкретный набор последовательных действий.

А теперь давайте подробно разберём каждый шаг: что, как и зачем делать, попутно познакомившись с основными элементами управления.

Шаг 1: запускаем трек на первой деке

Первым делом вставляем в деку флешку. Разъём находится в левом верхнем углу. Затем чуть правее, в столбике из пяти кнопок, выбираем USB — так проигрыватель узнает, что в качестве музыкального носителя мы используем именно флешку.

Справа от дисплея есть кнопка, которая прокручивается на 360° — она используется для навигации в плейлистах и треках. Крутим кнопку, находим нужный трек, а затем эту же кнопку нажимаем. Всё, трек загружен в деку.

Выбор музыкального источника и навигация по трекам на первой деке

Обратите внимание, что трек пока не играет, он только загружен, то есть ожидает запуска.

Теперь внимание на кнопки в левом нижнем углу — они начали мигать:

Режим паузы

Это две самые важные кнопки, и не зря они самые большие на всём проигрывателе. Давайте подробно разберём, что означают эти кнопки и их цветовые индикации:

Кнопка метки (Cue)

Чтобы сводить треки ровно, их нужно стартовать с бита — удара бочки — «тыц». Но часто бывает так, что в начале трека делают интро: плавное вступление без ударных, по которому трудно поймать ритм.

Послушайте этот отрезок для примера:

Фрагмент из трека Drunken Kong — Certain Reason (Original Mix)

Тут вступление идёт аж полторы минуты, а первый бит начинается только с 1:31. Такое может быть интересно слушать дома, но не годится для сведения.

Поэтому поставим метку сразу на 1:31, как бы отрезав интро. Теперь трек начнёт играть отсюда:

Если кнопка «кью» светит непрерывно, значит метка уже установлена. В этом случае нажатие на кнопку приводит к двум действиям:

  • Когда трек стоит на паузе, нажатие на кнопку «кью» запускает трек, но воспроизведение останавливается как только мы перестаём удерживать кнопку. При этом трек отматывается обратно на тот момент, где мы поставили метку. Таким образом диджей может несколько раз подряд нажать на кнопку, чтобы убедиться, что метка установлена корректно.
  • Когда трек играет, то нажатие на кнопку «кью» тут же возвращает трек к метке, а воспроизведение ставится на паузу.

Если кнопка «кью» мигает, значит сейчас можно поставить метку. Ставить метки можно только в режиме паузы, то есть когда музыка не играет.

Чтобы поставить метку, просто нажмите на кнопку «кью». Если сначала поставить одну метку, а потом поставить ещё одну, то метка перезапишется.

В нашем сетапе на картинке выше воспроизведение ещё не началось (мы ведь пока что только загрузили трек, но не запустили), поэтому кнопка «кью» сразу мигает. Это значит, что мы можем поставить метку. Чтобы подвинуть текущее положение трека, то есть промотать трек до первого бита в режиме паузы, используется джог.

Правда, в данном случае ставить метку необязательно, так это самый первый трек в нашем миксе, а значит мы не сводим его ни с каким треком перед ним. Таким образом, самый первый трек можно включать как есть, даже с интро.

Кнопка воспроизведения (Play/Pause)

Кнопка «плей-пауза» (обычно называют просто «плей») довольно очевидна: нажали один раз — трек играет, нажали второй раз — трек ставится на паузу.

Если кнопка «плей» светит непрерывно, значит трек сейчас играет.

Если кнопка «плей» мигает, значит сейчас воспроизведение находится на паузе. В этом режиме редактируется метка, о которой мы говорили выше. Если метки нет, и мы из паузы запускаем трек, то метка ставится автоматически на эту временну́ю отметку. При повтором нажатии на кнопку воспроизведение возобновляется с того же места, где и остановилось.

С паузой есть нюанс. В правой части проигрывателя расположен переключатель режима джога: режим винила и режим «си-ди́-джей». Так вот, в зависимости от выбранного режима джога, пауза ведёт себя по-разному:

Переключение режимов джога

В режиме винила (Vinyl mode) при нажатии на паузу трек полностью останавливается, как и ожидается обычно от паузы. Однако, поскольку это эмуляция винила, а у мотора в виниловом проигрывателе есть инерция, то остановка музыки может происходить не сразу.

Это звучит примерно так:

Чтобы музыка останавливалась и запускалась сразу, нужно прокрутить две ручки Vinyl Speed Adjust в крайнее левое положение, как на фото слева.

В режиме «си-ди́-джей» (CDJ mode) при нажатии на паузу музыка не останавливается, а воспроизведение зацикливается на одном фрагменте. Это нужно для того, чтобы с помощью джога было проще поставить метку «кью» чётко перед битом, ведь было бы сложно поймать точное время налету.

Вот, как это слышится:

Звучит страшно, но на самом деле так удобнее ставить метки. Рекомендую работать именно в этом режиме.

Итак, в нашем сетапе трек загружен в деку, кнопки «кью» и «плей» мигают. Так как это самый первый трек, то мы не сводим его с предыдущим, а просто стартуем как есть. Как вы уже знаете, для этого достаточно нажать кнопку «плей».

Нажимаем!

Воспроизведение трека на первой деке

Обратите внимание, что кнопки «кью» и «плей» теперь светятся постоянно, потому что мы запустили трек. Также в центральной части микшера загорелся индикатор громкости (о нём мы поговорим позже). Эта музыка звучит для всех людей на танцполе.

Теперь мы готовы к следующему шагу.

Шаг 2: загружаем и подготавливаем трек на второй деке

Итак, на первой деке уже играет музыка, теперь подготовим трек на второй деке.

В отличие от первой деки, которая звучит на танцпол, здесь мы будем работать в наушниках. А чтобы убедиться, что лишний звук не попадёт на танцпол, я рекомендую такой порядок действий:

  1. Надеваем наушники.
  2. Нажимаем кнопку предпрослушки наушников второго канала. Она находится на микшере над фейдером громкости. Называется тоже «кью» (cue), как и кнопка на проигрывателях, но чтобы не запутаться будем называть её просто «предпрослушкой».
  3. Опускаем фейдер громкости второго канала вниз.

Всё, теперь безопасно: музыка из этой деки будет слышна только в наушниках. Иногда диджеи об этом забывают, и люди на танцполе слышат то, чего не должны.

После этого на второй деке проделываем всё то же самое, с чего начинали на первой: вставляем ещё одну флешку, выбираем USB, загружаем трек.

Вот, как это выглядит всё вместе:

Предпрослушка второго канала, а также выбор музыкального источника и навигация по трекам на второй деке

Теперь треку на второй деке нужно поставить метку. И вы уже знаете, как это сделать: войти в режим паузы → найти джогом первый бит → нажать на кнопку «кью».

А дальше начнётся самое интересное, но об этом — в следующем уроке.

Повторим

  1. Процесс сведения состоит из шести несложных, понятных, последовательных шагов.
  2. Кнопка «кью» ставит метку. Метка нужна, чтобы стартовать трек с бита.
  3. Когда кнопка «кью» светится, значит метка поставлена. Если нажать на «кью» во время воспроизведения, то музыка остановится, а трек отмотается на метку. Если нажать на «кью» во время паузы, то можно проверить, корректно ли стоит метка.
  4. Когда кнопка «кью» мигает, значит сейчас можно поставить метку. Это делается в режиме паузы.
  5. Кнопка «плей» запускает воспроизведение.
  6. Когда кнопка «плей» светится, значит музыка играет. Повторное нажатие поставит музыку на паузу.
  7. Когда кнопка «плей» мигает, значит трек находится в режиме паузы. В этом режиме ставится метка. Повторное нажатие продолжит трек с того же места, где воспроизведение остановилось.
  8. Пауза может работать по-разному в зависимости от режима джога.
  9. Если джог стоит в режиме винила, то нажатие на кнопку «плей» полностью останавливает музыку. Если джог стоит в режиме «си-ди́-джей», то воспроизведение зацикливается на одном фрагменте — это удобно для точной установки метки.
  10. Перед тем, как подготавливать трек на второй деке, опустите фейдер громкости этого канала на микшере и включите предпрослушку в наушниках.

Седьмой урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан с 22  по 25 июня 2021 года в аномальную московсковсую жару.

Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.

Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.

Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.

Александр Климов

Александр Климов
Видеомейкер

Иван Огорелков

Иван Огорелков
Разработчик

© Даниил Соколовский, 2024