Урок 10. Глава «Основы сведения»

Разбор типовых ошибок

На прошлых уроках мы пошагово разобрали базовое сведение треков, а также основные элементы управления на микшере и проигрывателях. По сути, ничего сложного в них нет, особенно если понять общий принцип работы этих инструментов.

Тем не менее, стоя за оборудованием довольно просто напортачить, если упустить из вида некоторые детали. Давайте посмотрим на типовые ошибки, чтобы постараться избежать их в будущем.

Не до конца опущен фейдер громкости

Ситуация. Вы свели треки и начали уводить завершающийся трек. Вы потихоньку опускаете вниз фейдер громкости этого канала и в какой-то момент останавливаете трек. После этого, надев наушники, на этой же деке начинаете подготавливать следующий трек. Вот так:

Перед подготовкой следующего трека убедитесь, что фейдер этого канала опущен до самого конца

В чём ошибка. Обратите внимание на фейдер громкости: он опущен не до конца. Останавливать завершающийся трек, не доводя фейдер до самого упора — нормально, однако перед тем, как начинать подготовку следующего трека на этой деке, обязательно убедитесь, что фейдер опущен в самый низ. В противном случае люди на танцполе будут слышать всё, что вы делаете на этой деке: перебираете треки, проматываете, ставите метку и так далее. Это косяк.

Как надо. У деки, на которой вы подготавливаете трек к сведению, фейдер громкости должен быть опущен до самого конца.

У второго трека не убран бас

Ситуация. Вы нашли и подготовили трек для сведения на второй деке. Во время предпрослушки вы, разумеется, слушали трек с басом. А потом прям так и начинаете его выводить:

При выводе трека на танцпол обязательно уберите у него низкие частоты

В чём ошибка. Посмотрите на эквалайзер этого канала: у него не убран бас. В итоге, по мере того, как вы выводите трек фейдером, звук на танцполе начинает всё больше и больше дребезжать из-за перегруза, потому что у обоих треков включены низкие частоты.

Как надо. Перед тем, как выводить трек, обязательно уберите у него бас. Следите за тем, чтобы ручка низких частот в нейтральном положении была одновременно только на одном канале.

Изменение мастер-громкости в течение сета

Ситуация. Вы сводите трек, понимаете что он звучит тише предыдущего и решаете добавить громкости — на мастер-левеле. Потом следующий трек, наоборот, вам кажется слишком громким, поэтому вы убавляете мастер-левел.

Мастер-левел лучше не трогать в течение сета

В чём ошибка. Ручка мастер-левел меняет громкость всей музыки, которая идёт с пульта на танцпол. Обычно звуковой инженер фиксирует уровень «мастера» один раз до начала мероприятия, а диджеям эту ручку вообще запрещает трогать. Разумеется, бывают исключения, но в общем случае правило именно такое: во время сета мастер-левел лучше не трогать, тем более не крутить его в обе стороны, делая музыку то тише, то громче.

Как надо. Если какой-то трек звучит ощутимо тише или громче предыдущего, то его громкость стоит отрегулировать ручкой Trim (на накоторых пультах она называется Gain), расположенной над эквалайзером этого канала.

Переключение баса попадает на брейкдаун

Ситуация. Вы готовитесь к сведению. Оба трека уже играют одновременно, вы дожидаетесь подходящего момента, переключаете бас и... попадаете в начало брейкдауна у нового трека:

Переключение баса попадает на брейкдаун

Для примера я взял трек Ronnie Spiteri — Alana, послушайте его отдельно. В нём первые 32 такта идёт «голый» грув без баса, а потом, в месте, где обычно можно сводить, внезапно пропадает бочка и начинается брейкдаун, который ещё и длится нетипичные 24 такта.

В чём проблема. Начало брейкдауна — это перерыв в треке, часто без бита и баса. В брейкдауне самом по себе ничего плохого нет, однако я не советую попадать на него именно при сведении, потому что в большинстве случаев это убивает энергетику сета и обламывает людей на танцполе.

Как лучше. Хорошо знайте материал, который играете. В частности, структуру треков: сколько длится вступление, когда начинается брейкдаун, какие у него особенности и так далее.

Вот, как лучше свести эти треки:

Переключение баса в правильный момент добавляет энергию миксу

Дальше — менее очевидные тонкости, о которых мы ранее даже не говорили.

Трек играет, а звука нет

Ситуация. Вы встали за пульт, подключили флешку, выбрали первый трек, стартанули... а звука нет. При этом фейдер громкости открыт.

В чём может быть проблема. Предположим, что с акустической системой, проводами и прочими вещами, которые находятся за рамками диджейского пульта, всё в порядке. В таком случае проверьте три ручки: мастер-левел, трим и кроссфейдер. Про мастер-левел и трим я рассказывал в девятом уроке (вернитесь к нему, если забыли), поэтому сейчас расскажу про кроссфейдер.

Кроссфейдер (отмечен красным цветом) и переключатель его режимов (отмечен зелёным)

Кроссфейдер — это ещё один тип фейдера на микшере. В отличие от фейдеров на каналах, которые двигаются вертикально и управляют громкостью этих каналов, кроссфейдер меняет звук между этими каналами.

Работает это так. Если мы подвинем кроссфейдер до конца влево, то будет звучать только левый канал, даже если у правого канала фейдер громкости выведен на максимум. Аналогично и наоборот, если мы подвинем кроссфейдер вправо. В зависимости от того, как быстро мы двигаем кроссфейдер, можно добиться как резкой смены каналов, так и плавного перехода звука из одного в другой. Единственное положение кроссфейдера, при котором оба канала звучат равнозначно, это строго по середине. В целом, кроссфейдер нужен, в основном, для техники скретчинга.

Так вот, проблема в том, что кроссфейдер очень легко задеть и сдвинуть, потому что в нейтральном положении посередине его ползунок фиксируется не очень жёстко. Если вы запустили трек на деке, вывели звук фейдером, отрегулировали при необходимости громкость тримом, а звука все равно нет, то советую проверить кроссфейдер — вполне возможно, что причина именно в нём. У меня однажды так и было.

Как надо. Если вы не планируете скретчить, то убедитесь, что кроссфейдер выключен. Для этого найдите рядом с фейдерами или кроссфейдером (в зависимости от модели микшера) небольшой переключатель и выберите на нём режим Thru. В этом режиме кроссфейдер полностью отключён, а значит не будет вам мешать, в каком бы положении не находился ползунок.

Флешка не читается

Ситуация. Вы перекинули музыку с компьютера на флешку. Приходите в клуб, подключаете флешку в деку, а она не читается — пишет, что файлы повреждены. Или наоборот: вы отыграли сет, вытащили флешку, потом дома вставляете её в компьютер, а она также не читается.

В чём может быть проблема. Скорее всего, вы просто вытащили флешку из устройства, как есть. В этом случае с большой вероятностью на ней могут повредиться данные.

Случай из жизни

День выступления. Как обычно, приезжаю в клуб заранее. У меня есть время, чтобы проверить оборудование и послушать саунд-систему. Вставляю в деку флешку, запускаю какие-то треки. Слушаю, убеждаюсь что всё работает и звучит исправно. Затем останавливаю музыку, вытаскиваю флешку и ухожу со сцены ждать начала своего сета.

Проходит несколько часов, открывающий диджей почти доиграл, до моего сета остаётся десять минут. Незаметно поднимаюсь на сцену, вставляю в деку флешку, которую я проверял раннее, но вдруг плеер выдаёт ошибку — файлы повреждены. Тут меня прошибает холодный пот и я понимаю, что во время проверки оборудования я просто вытащил флешку, не убедившись, что она готова к извлечению.

В этой ситуации меня спасло только то, что у меня с собой была запасная флешка с точной копией музыки — без неё моё выступление просто не состоялось бы. Чтобы флешка снова читалась, её нужно вставить в компьютер, отформатировать и заново перекинуть на неё музыку, а этот процесс может занять и полчаса, и даже час. Это стрессовая ситуация, и я надеюсь, что вы никогда в неё не попадёте. Поэтому не будьте, как я, и не забывайте извлекать флешку безопасно.

Что делать. Извлекать безопасно. Для этого на проигрывателях нужно на несколько секунд зажать кнопку «стоп», а на компьютере — нажать Eject или «Извлечение устройства». Только после этого флешку можно выстаскивать из компьютера или проигрывателя. То же самое касается и SD-карт.

Кнопка USB stop на проигрывателе (сверху слева)

Чрезмерное использование эффектов

Последнее, о чём сегодня расскажу, формально нельзя назвать ошибкой и скорее относится к личным предпочтениям, но тем не менее. Речь про эффекты.

Ситуация. Некоторые диджей-школы тратят целые недели обучения на то, чтобы научить своих студентов всем эффектам, доступным на оборудовании. Конечно, само по себе это не плохо, но плохо когда такой начинающий диджей потом приходит на свой первый сет и демонстрирует все эффекты, которые он так старательно учил. В каждом треке: флэнджер, фэйзер, реверберации, дилэй, ролл и другие эффекты.

Например:

Секции фильтров и эффектов

В чём проблема. Эффекты могут преукрасить сет, однако испортить сет ими намного проще. Если неумело или невовремя использовать эффекты, то это сразу заметно и звучит плохо.

Что делать. Используйте эффекты только когда вы уверены, что с их помощью вы действительно делаете конкретный трек интересней, а не для того чтобы показать навыки или чем-то занять руки за пультом. А ещё лучше — просто не используйте эффекты вовсе, особенно пока вы учите базу. Это нормально.

На сегодня всё. В следующем уроке расскажу о полезных фишках, которые помогут немного облегчить вам жизнь и сделать работу за пультом удобнее. До встречи!

Повторим

  1. Следите, чтобы перед запуском трека на второй деке фейдер громкости был опущен до самого конца.
  2. Не забывайте убирать бас у второго трека перед его выводом для сведения.
  3. Поправляйте максимальную громкость треков ручкой Trim, если необходимо. Мастер-левел лучше не трогать в течение сета.
  4. Знайте структуру треков, чтобы при переключении треков не попадать в брейкдаун.
  5. Отключите кроссфейдер, передвинув ползунок в положение Thru.
  6. Извлекайте флешку из компьютера и проигрывателя безопасно.
  7. Используйте эффекты с осторожностью.

Десятый урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 27 сентября 2021 года. С днём рождения меня! 🥳

Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.

Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.

Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.

Александр Климов

Александр Климов
Видеомейкер

Иван Огорелков

Иван Огорелков
Разработчик

© Даниил Соколовский, 2024