Урок 3. Глава «Оборудование»
На прошлом уроке мы разобрали музыкальные носители со всеми их плюсами и минусами. А теперь, обладая этой информацией, давайте посмотрим на разные типы проигрывателей, которые работают с этими носителями.
Как и в прошлый раз, сегодня мы не будем глубоко уходить в подробности. О том, что делают все важные кнопочки, мы будем подробно разбирать дальше в практической части.
Виниловые проигрыватели обладают лишь несколькими возможностями по сравнению с цифровыми плеерами. Здесь нет эффектов, лупов, синхронизации и прочих наворотов.
По сути, виниловые проигрыватели умеют всего три вещи:
Но именно этот фундамент лёг в основу диджейства и перекочевал во все современные плееры. Даже расположение элементов управления, такие как ползунок темпа и кнопка «плей», перешли из виниловых проигрывателей во все последующие поколения практически в неизменном виде.
Как вы помните из предыдущего урока, для базового диджейского сетапа необходимо минимум две деки.
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Цифровые медиаплееры — это современная реинкарнация тех самых виниловых проигрывателей. На них стало заметно больше кнопочек и всяких штук, но все ключевые функции работают по такому же принципу: здесь мы тоже загружаем трек на деку (только уже не физически, а из цифровых источников), управляем его темпом и стартуем с нужной отметки.
Обратите внимание на большой круг по центру. Он называется джог. На виниловых проигрывателях на этом месте крутится пластинка, которую можно физически немного подтолкнуть вперёд или притормозить, тем самым ускорив или замедлив трек соответственно. Джог, в отличие от пластинки, не крутится, но его функциональное предназначение точно такое же: крутишь по часовой стрелке — трек немного ускоряется, крутишь против часов — замедляется. Это нужно для того, чтобы диджей мог выравнивать два играющих трека бит-в-бит. Всё это мы будем подробно разбирать в следующей главе.
Цифровые проигрыватели являются клубным стандартом в индустрии. В какой бы клуб вы не пришли, с большой вероятностью вы встретите там комплект оборудования из двух подобных дек и микшера. И на это есть вполне конкретные причины.
Цифровые проигрыватели воспроизводят музыку с самого большого разнообразия носителей: с дисков, флешек, карт памяти, компьютеров и даже облачных сервисов. Разумеется, не все модели поддерживают всё перечисленное: например, какие-то модели уже не поддерживают диски, а какие-то ещё не поддерживают стриминг из облака. Тем не менее, цифровые деки — самый универсальный вариант в плане совместимости.
Ещё одна причина, почему такой сетап стал клубным стандартом, это качество сборки, износостойкости и звучания.
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Микшерный пульт, иногда называют «микшер» или просто «пульт» — прибор для смешивания музыки из разных источников. В него подключаются проигрыватели, а потом звук с них через микшер выводится дальше на колонки и наушники.
Главный критерий, по которому обычно различают пульты, это количество каналов, то есть сколько устройств в них можно подключить. Например, пульт на фотографии выше — двухканальный, это видно по двум ползункам (фейдерам) под цифрами 1 и 2. Это означает, что конкретно к этому микшеру можно подключить две деки. Также в микшер подключаются наушники и колонки.
Независимо от того, сколько у диджейского микшера каналов, входов-выходов и всяких дополнительных штук, он всегда делает три главные вещи:
Разумеется, многие модели оснащены ещё эффектами, фильтрами, настройками микрофона и десятками других крутилок, но это всё вторично.
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Диджейские системы внешне очень напоминают две цифровые деки и микшер, и по сути им же и являются — с той лишь разницей, что вместо трёх устройств здесь один девайс в едином корпусе. Иногда их называют автономными контроллерами (standalone), потому что для работы им не требуется ноутбук.
Тем не менее, несмотря на внешнее сходство, такие диджейские системы сильно проигрывают отдельным декам в гибкости подключения. Например, некоторые артисты в силу личных предпочтений просят организаторов заменить модель микшера на какую-то другую. И с обычным сетапом это не проблема: один микшер убрал, поставил на его место другой, подключил и готово. В случае же с диджейской системой уже ничего не поменять.
Впрочем, это справедливо для клубов и фестивалей. А вот для небольшого мероприятия, например, в баре или даже дома, такая система вполне может подойти.
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Диджейские контроллеры — это ещё один внешне похожий тип приборов, на этот раз уже напоминающий диджейскую систему 3-в-1. Такие контроллеры тоже являются сетапом из двух дек и микшера и тоже выполнены в едином корпусе.
Но обратите внимание на изображение выше: у этого контроллера уже нет дисплея на самом устройстве, зато рядом изображён ноутбук. И это главная отличительная особенность таких контроллеров: они работают только с компьютером. То есть нельзя просто вставить в контроллер, например, флешку, и играть с неё. Для работы контроллера его обязательно нужно подключить к компьютеру, а на компьютере должна быть запущена специальная диджейская программа, совместимая именно с этим контроллером. По сути, само название «контроллер» и подразумевает, что с помощью этого устройства мы лишь контролируем, управляем программой на компьютере, но не играем с самого устройства.
Сценарии использования примерно такие же, как и у диджейской системы: для клубов — нет, а вот для небольших выездных ивентов или дома — вполне может быть.
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Когда мы говорили про плюсы и минусы виниловых пластинок, я упоминал, что некоторые их недостатки можно нивелировать цифровой виниловой системой, или DVS (читается «ди-ви-эс»).
В DVS виниловые проигрыватели по сути являются контроллером для управления программы на компьютере. Работает это так: на пластинках записывается не музыка, а специальный сигнал, который сначала преобразовывается в специальном аудиоинтерфейсе, а потом посылается на компьютер. Этот сигнал называется «таймкод». Таким образом не нужно беспокоиться о том, где брать и хранить музыку на пластинках, ведь в DVS музыка играется с компьютера. А самих пластинок с таймкодом достаточно всего две — для управления одной и второй виртуальной декой в программе.
Наконец, последний тип оборудования — миди-контроллеры.
В отличие от диджейских контроллеров, где как бы заранее предрешено, какая часть за что отвечает, в миди-контроллерах все эти связи можно настроить самому.
Например, вот диджейский контроллер, вот фейдер, который отвечает за изменение темпа правой деки. И кроме как контролировать темп этой деки, этот фейдер ничего другого делать не может.
А в миди-контроллере можно сделать так, чтобы за темп отвечал не этот фейдер, а вот этот. Или чтобы темп изменялся вообще не фейдером, а вот этой ручкой или любой другой.
Чтобы можно было всё так настроить, контроллер должен понимать специальный интерфейс, который называется миди. Это как бы язык общения, команды между устройством и компьютером. Собственно, отсюда и название — миди-контроллеры. А модульными они называются потому, что их можно по-разному комбинировать и как бы из модулей собирать нужный сетап, как фигурку из деталек «Лего».
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Как и остальные контроллеры, эти миди-контроллеры также работают только при подключении к компьютерам и со специальными программами.
В следующем уроке как раз об этом и поговорим: о программах и компьютерах.
Внимательный читатель мог заметить, что миди-контроллеры — единственный тип проигрывателей среди перечисленных, у которого нет большого круга по центру — джога. Чтобы треки с двух дек звучали бит-в-бит, на виниловых проигрывателях и в DVS мы подгоняем пластинку, на цифровых проигрывателях и контроллерах — этот самый джог. А здесь его нет. Как тогда сводить?
Дело в том, что миди-контроллеры работают с диджейскими программами, а в программах есть функция синхронизации. Клик — и две деки играют с одинаковым темпом, бит-в-бит.
Более того, точно такая же синхронизация есть и в современных цифровых проигрывателях, и в контроллерах, но там это опционально: хочешь, подгоняй треки руками с помощью джога, а хочешь — автоматом через волшебную кнопку Sync. В миди-контроллерах такого выбора нет, там только автомат.
Насколько это плохо или хорошо и стоит ли этим пользоваться — вопрос для отдельной темы.
Третий урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 1 июня, а потом полностью переписан 20 июня 2021 года.
Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.
Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.
Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.
Даниил Соколовский
Автор курса
Таня Соколовская
Дизайнер
Александр Климов
Видеомейкер
Иван Огорелков
Разработчик