Урок 5. Глава «Оборудование»
У этого урока нет видеоверсии.
В прошлых уроках мы разобрали бо́льшую часть оборудования для диджеев, но осталось ещё несколько важных компонентов. Держитесь.
Сначала давайте поясним, зачем диджеям вообще нужны наушники, потому что это может быть неочевидно. Для этого нужно понять, как диджеи слышат музыку в клубах.
Представьте себе клуб, концертную площадку, заброшенный завод или другое место, где обычно играют диджеи. Там громыхает музыка, люди радостно кричат и создаётся атмосфера рейва. При этом акустические системы обычно расставлены так, чтобы всё это хорошо звучало для людей на танцполе.
Нюанс в том, что сцена или диджейка обычно находится в стороне, за линией колонок. Из-за этого диджей слышит музыку не как все люди на танцполе, а с небольшой задержкой из-за естественных отражений звука в большом пространстве.
Например, вот как выглядит расположение колонок на танцполе:
А вот примерно как отражаются аудиоволны:
Подобная задержка звука, даже в миллисекундах, критична для диджея. Чтобы понять, насколько это плохо, послушайте этот аудиофрагмент:
Слышите, что музыка как бы двоится? Или что диджей как будто сводит «с конями»? На самом деле и с музыкой, и с диджеем здесь всё в порядке: просто звук, который отражается от дальних стен танцпола, доходит обратно в диджейку с запозданием, и смешиваясь с остальными звуками создаёт такой эффект. Чем больше размер танцпола, тем сильнее это ощущается. Именно так слышно музыку из диджейки.
Чтобы слышать музыку как есть, без задержек, в диджейку иногда ставят специальные диджейские мониторные колонки, для простоты их называют мониторами.
По сути это такие небольшие персональные колонки, которые стоят в непосредственной близости к диджею и тем самым как бы перебивают задержку отражений с основных колонок на танцполе.
Но с мониторами другая проблема — в слове «иногда».
Иногда мониторы могут быть неисправны. Иногда они могут быть недостаточно мощными, чтобы нивелировать задержку отражений с танцпола. Иногда их может не быть совсем. Иногда они могут звучать настолько плохо, что лучше бы их и не было вовсе. В общем, когда мониторы есть, звучат хорошо и работают исправно — это кайф, но полагаться исключительно на мониторы нельзя.
Тут и приходят на помощь наушники. В наушниках диджей гарантировано слышит, мониторит музыку хорошо независимо от того, есть ли в диджейке мониторные колонки, какого они качества, насколько сильная задержка звука с танцпола и прочих факторов вне его контроля. Именно поэтому наушники — важнейший инструмент диджея, который обязательно нужно иметь с собой всегда.
Помимо мониторинга, у наушников есть ещё вторая важная задача: предпрослушивание. Дело в том, что у диджея может одновременно звучать два разных источника музыки:
Подробнее об этом мы будем говорить в следующей главе, где мы пошагово учимся сведению. Но пока что имейте это в виду, потому что ниже будет связанный с этим нюанс.
В отличие от обычных повседневных наушников, диджейские наушники обладают рядом особенностей:
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Эйрподсы классные, но для диджейства не подходят. Вот, что и в каких наушиках стоит делать:
Искать, прослушивать, организовывать и подготавливать музыку можно совершенно в любых наушниках. Я сам обычно делаю это в Эйрподсах, потому что удобно.
Тренироваться в сведении дома тоже можно практически в любых наушниках, правда, только в проводных. У блютус-наушников есть небольшая задержка, которая может мешать сведению, к тому же к большинству аудиоинтерфейсов их и не получится подключить вовсе (про аудиоинтерфейсы — чуть ниже).
Выступать на мероприятиях нужно в специальных диджейских наушниках из-за всех тех особенностей, о которых мы говорили выше. Обычные повседневные наушники просто не решат те проблемы, с которыми диджей сталкивается в клубах.
Если вы захотите тренироваться сведению дома, вам будет нужно что-то, через что звук будет выходить. Встроенный в компьютеры звук, как правило, слишком тихий и некачественный, поэтому лучше использовать внешние колонки.
Какие колонки нужны?
Если по-честному, то для домашних тренировок подойдут практически любые колонки. У вас есть саундбар от телевизора? Или пара небольших компьютерных колонок? Отлично, используйте их. Сгодится всё, что можно подключить к компьютеру по USB или к диджейскому оборудованию через разъёмы-«тюльпаны».
Если колонок у вас нет, но вы планируете их покупать, я советую рассмотреть студийные мониторы. Это такой особый тип колонок, который выдаёт хороший, честный звук без прикрас. Такие мониторы подойдут не только для диджейства, но и для написания музыки, если вы когда-нибудь хотели бы этим заняться.
При выборе мониторов обратите внимание на размер (для небольшой комнаты подойдут 5-дюймовые) и входы (должны быть линейный и балансный). Мониторы обычно продаются по одной штуке (вам нужна пара), цены начинаются примерно от 200$.
Производители, на которые стоит обратить внимание:
Важный нюанс. Представьте, что вы подключили колонки к компьютеру и запустили на нём диджейскую программу, например, «Трактор» или «Рекордбокс». Это выглядит примерно так:
Как и ожидается, в этом случае музыка из программы звучит через колонки. А как же тогда мониторить и предпрослушивать треки в наушниках? Звук ведь не может одновременно идти и в колонки, и в наушники. Куда наушники подключать-то? В этом и загвоздка.
Чтобы мониторить звук в наушниках, нужна специальная внешняя звуковая карта (по-другому ещё называется аудиоинтерфейсом), которая умеет выдавать звук одновременно в два места. Такие аудиоинтерфейсы называются двухканальными: в них один канал звука выводится на колонки, а второй — в наушники.
Схематично это выглядит вот так:
Во многое диджейское оборудование уже встроен подобный аудиоинтерфейс. Если вы подключаете компьютер к клубному оборудованию или контроллеру, то в общем случае это не проблема.
Однако если вы захотите подключить колонки и наушники без оборудования, например, чтобы потренироваться в программе дома, то учтите, что без двухканальной звуковой карты этого сделать не получится.
Всё, с обзором оборудования закончили. В следующем уроке ответим на главные вопросы этой главы: какое же оборудование лучше, какое выбрать и нужно ли его покупать домой.
Пятый урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 17 июня 2021 года.
Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.
Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.
Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.
Даниил Соколовский
Автор курса
Таня Соколовская
Дизайнер
Александр Климов
Видеомейкер
Иван Огорелков
Разработчик