Урок 12. Глава «Основы сведения»
У этого урока нет видеоверсии.
В прошлых уроках мы разобрали основы сведения: метки, темп, бит, эквализацию и другие понятия. А сегодня давайте посмотрим, как всё это выглядит на компьютере.
Этот урок — краткий обзор интерфейса и основных элементов управления в программе «Рекордбокс». Он будет полезен тем, кто захочет на практике применить полученные с прошлых уроков знания, даже не имея дома оборудования.
В четвёртом уроке я рассказывал, что диджейские программы бывают разные. Среди популярных: «Рекордбокс», «Трактор», «Серато» и «Ви́ртуал-ди́джей».
Если вместо «Рекордбокса» вы решили попробовать, например, «Трактор» или другую диджейскую программу, то ничего страшного. Хоть они и различаются в деталях, но общие принципы и даже внешний вид очень схожи.
Поэтому поняв, как работает одна программа, вы без труда освоитесь и в другой.
Чтобы пользоваться программой, её сперва нужно скачать и установить. Процесс займёт минут пять, поэтому заварите чаю.
Всё, теперь к уроку готовы.
Итак, запускаем программу. Как вы помните из прошлых уроков, у «Рекордбокса» два основных режима работы: экспорта и выступлений. Начнём с первого.
Возможно, при первом запуске программа будет выглядеть немного по-другому. Чтобы убедиться, что вы находитесь в режиме экспорта, в верхнем левом углу выберите из выпадающего меню пункт EXPORT — вот так:
Основную часть программы занимает список треков — это ваша диджейская коллекция. Чтобы добавить треки в коллекцию, просто перетащите их в окно программы.
После того, как вы добавите треки в коллекцию, программа начнёт их анализировать, чтобы определить темп, тональность и сетку. В зависимости от мощности вашего компьютера, процесс может занять примерно от двух до тридцати секунд на трек.
Чтобы прослушать трек из коллекции, выделите его в списке и нажмите на клавиатуре Enter, либо мышкой перетащите в верхнюю область. Так трек загрузится в деку:
Напомню, что в этом режиме мы не сводим треки, а только подготавливаем их. Подготовка, главным образом, заключается в трёх вещах:
Что это за сетка такая, которую я уже несколько раз упоминал? Пришло время рассказать о ней подробней.
Сетка (beat grid) — это специальные отметки, которые программа выстраивает для каждого трека на основе его бита. Сетка необходима для автоматической синхронизации темпа треков (sync), для бесшовной петли (loop) и ещё некоторых функций.
Проблема в том, что программы (не только «Рекордбокс», но и другие) иногда некорректно выстраивают эту сетку. При этом даже небольшое расхождение сетки от бита трека будет очень заметно на слух.
Например, вот какую сетку программа сделала для моего трека Surreal:
Посмотрите на вертикальные полоски — это и есть сетка. Красные полоски — это первый бит, то есть сильная доля каждого такта: раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре и так далее.
Обратите внимание, как в этом примере сетка явно отстаёт от бита — ударам бочки, которым соответствует самое начало жёлтых участков.
Если вам не очень наглядно, то попробуйте переключить отображение звуковой волны в другой режим: для этого нажмите в правой нижней части проигрывателя на иконку с тремя полосками и выберите один из вариантов в пункте Change waveform color. Я привык работать в режиме RGB, но вам может понравиться другой.
Чтобы выровнять сетку с битом, сделайте следующие действия:
Вот так:
Всё, сетка выровнена, теперь этот трек можно спокойно синхронизировать с другими.
Следующее, что я рекомендую сделать — заранее проставить метки старта треков, чтобы не тратить на них время во время сета. Если вдруг забыли, что такое метки и зачем они нужны, советую перечитать седьмой урок.
Вот так:
Теперь экспортируем музыку на флешку. Чтобы это сделать, треки сначала нужно добавить в плейлист. Плейлисты находятся в панели слева, под коллекцией:
Создадим плейлист, нажав на плюсик или выбрав Create New Playlist при правом клике мышкой. Чтобы добавить в плейлист треки, просто перетащите их коллекции.
В качестве демонстрации я создал плейлист с названием Rekordbox Overview и закинул в него два трека. Вот, как это выглядит:
Теперь вставим в компьютер флешку. Убедитесь, что она отформатирована в FAT32. Что это такое и как это сделать я рассказывал во втором уроке.
Затем в левом нижнем углу программы нажмём на кнопку SYNC MANAGER. В открывшимся окне три столбца: «Айтюнс» → «Рекордбокс» → внешнее устройство. Наша задача — перекинуть музыку на флешку, поэтому левую область с «Айтюнсом» просто игнорируем.
Теперь самое неочевидное: чтобы стрелка между «Рекордбоксом» и внешним устройством активировалась, нужно поставить галочку Synchronize playlists with a device в правом верхнем углу. Почему она находится именно там — чёрт их знает, но помню, как я первый раз её обыскался.
В общем, ставим галочку, выбираем в центральной части нужный плейлист, нажимаем на стрелку и закрываем это окно. После трансфера файлов не забудьте безопасно извлечь флешку, нажав на соответствующую иконку рядом с названием флешки. Вот так:
Музыки на флешках уже достаточно для того, чтобы вы могли сыграть сет на цифровых проигрывателях или диджейских системах 3-в-1. Например, если для тренировок вы арендуете диджейскую студию, как я советовал в шестом уроке, то там скорее всего будет такой тип оборудования.
Теперь перейдём в режим выступлений. В нём можно сводить треки и ~~баловаться~~ пробовать всё то, что мы разбирали в практической части. Как вы уже знаете, режимы переключаются в верхнем левом углу программы.
Чуть правее переключателя режимов программы находится настройка сетапа — количества приборов и их расположения. В «Рекордбоксе» возможны пять вариантов:
Я рекомендую сетап из двух дек с горизонтальным расположением. На мой взгляд, движение аудиодорожек слева направо интуитивно понятней, чем сверху вниз, и больше подходит для изучения сведения. Тем не менее, если вам больше понравится другой сетап программы — пользуйтесь им на здоровье.
Также убедитесь, что у вас включена панель с микшером — вот эта кнопка в верхней части:
Соседние кнопки отображают панели с эффектами, сэмплами, записью и светом, но скорее всего они вам не понадобятся. Из этого всего для сведения обязателен только микшер.
Помните, в режиме экспорта мы сохранили одну метку в память? Чтобы к ней вернуться, нажмите в углу слева (или справа, в зависимости от деки) на выпадающий список и выберите MEMORY CUE, а затем кликните на временну́ю отметку, которую мы сохранили. Таким образом, текущее положение в треке сразу перепрыгнет на метку, и нам не нужно будет её ставить во время сведения — очень удобно:
Практически все функции проигрывателя находятся в том же выпадающем меню. В зависимости от выбранной панели там могут отображаться петли, пэды, смещение тональности и прочие, более продвинутые фичи.
Теперь давайте попробуем свести два трека, применив всё, что мы узнали до этого. Я использую: кнопки плей и «кью», синхронизацию темпа и бита, эквалайзер низких частот, фейдер громкости и петлю.
В этом примере я воспользуюсь только мышкой, без контроллера и даже без горячих клавиш, чтобы вы лучше видели, что я нажимаю.
Получилось вот так:
Вот, в общем-то, и всё. Конечно, в «Рекордбоксе» ещё куча всего, но я не хочу перегружать вас информацией, которая с большой вероятностью вам не понадобится, во всяком случае пока.
Например, в продвинутом курсе я в деталях рассказываю, как у меня организованы плейлисты, как я делаю свои собственные редакции треков, зачем сохраняю в память каждому треку по три метки, как искать совместимые треки, сколько музыки экспортировать с собой на флешки и другие тонкости «Рекордбокса». Но это всё нужно, только когда стремишься к серьёзным выступлениям и высокому уровню.
Следующий урок — большой тест по пройденной главе.
Двенадцатый урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 27 октября 2021 года. В процессе создания курса закрыл уже 122 «тудушки», осталось ещё примерно 300. Продолжаю фигачить.
Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.
Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.
Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.
Даниил Соколовский
Автор курса
Таня Соколовская
Дизайнер
Александр Климов
Видеомейкер
Иван Огорелков
Разработчик