Урок 4. Глава «Оборудование»
В прошлых уроках вы узнали, что некоторые типы оборудования, например, контроллеры, работают только со специальными диджейскими программами. А что это за программы такие? Об этом сегодня и поговорим.
Диджейские программы — это виртуальные проигрыватели и микшеры: все те устройства, о которых мы поговорили ранее, только на компьютере. Программами можно управлять просто мышкой и клавиатурой компьютера, но это неудобно, поэтому обычно к ним подключаются контроллеры.
В диджейском мире существуют десятки различных программ, но, как правило, выбор всегда стоит лишь между несколькими самыми крупными из них. В клубном диджействе это «Рекордбокс» и «Трактор».
«Рекордбокс» — программа компании «Пионер». Это имя стоит знать, потому что основная доля рынка клубных диджейских проигрывателей принадлежит именно этой компании. То есть они делают и клубное оборудование, и программу.
Программа «Рекордбокс» работает в двух режимах: экспорта и выступлений.
В режиме экспорта (Export mode) мы работаем с музыкальной коллекцией: добавляем туда треки, прописываем теги, расставляем метки, сортируем по плейлистам и затем переносим на внешние носители.
Помните, в уроке про музыкальные носители я говорил о флешках и картах памяти, как удобно с них играть на клубных проигрывателях?
Так вот, чтобы музыка с флешки нормально работала на цифровом проигрывателе, музыку на флешку нужно экспортировать именно из программы «Рекордбокс». Во всяком случае это справедливо для проигрывателей «Пионер», а в 99% случаях сегодня в клубах стоят именно они. На практике это означает, что даже если вы не планируете играть с компьютера, все равно имеет смысл использовать программу «Рекордбокс» для организации медиатеки и экспорта музыки на носители.
Тем более что всегда полезно иметь с собой музыку на флешке, даже если это ваш не основной носитель, а запасной для «плана Б».
Режимом экспорта можно пользоваться бесплатно.
Режим выступлений (Performance mode) — это второй режим работы программы «Рекордбокс», который нужен непосредственно для управления музыкой из программы с помощью контроллера. То есть, если в первом случае мы подготавливали и экспортировали музыку на флешку дома, то в этом случае ноутбук нужно брать с собой в клуб. Это позволяет использовать программу как виртуальную эмуляцию дек и микшера и управлять ими с помощью контроллера, будь то классический диджейский контроллер, модульный миди-контроллер или даже виниловые проигрыватели с таймкодом в качестве DVS.
Для использования «Рекордбокса» в этом режиме может понадобится платная подписка. Понадобится она или нет зависит от того, с каким оборудованием его использовать. Стоимость подписки — 10–15$ в месяц. При этом для управления программой с помощью мышки, то есть без использования контроллера, подписка не требуется.
Если резюмировать, то вот какими плюсами и минусами обладает программа в целом:
«Трактор» — программа компании «Не́йтив И́нструментс». В отличие от «Пионера», «Не́йтив И́нструментс» не производят собственные клубные проигрыватели, вместо этого делая в основном контроллеры и программы для музыкантов.
В целом, общие принципы программы «Трактор» такие же, как и у «Рекордбокса»: здесь тоже организация медиатеки и виртуальный диджейский сетап, который управляется с контроллеров.
Главное отличие в том, что «Трактор» работает только для выступлений. Если в «Рекордбоксе» можно экспортировать музыку на флешку и потом с этой флешки играть на деках, оставив компьютер дома, то с «Трактором» так сделать не получится просто потому что у этой компании нет своих дек, которые стояли бы в клубах. То есть, так или иначе, для выступлений с «Трактором» ноутбук необходим непосредственно в диджейке.
«Рекордбокс» и «Трактор» — программы, которые вы, вероятно, чаще всего встретите среди клубных диджеев. Но и есть другие, которые также стоит упомянуть:
Это тоже крупные, популярные (а по некоторым данным даже и более популярные) программы для диджеев. Если меня попросят посоветовать диджейский софт, я скорее всего назову «Трактор» или «Рекордбокс». Тем не менее, «Серато» и «Ви́ртуал-ди́джей» — тоже хорошие варианты, и если вы всерьёз рассматриваете диджейство с помощью программ, то погуглите и эти названия тоже, вдруг именно они вам понравятся больше.
Раз уж мы говорим о программах, то стоит сказать пару слов и о компьютерах, на которых эти программы работают.
Возможно, у вас уже есть какой-то компьютер. Как узнать, подходит ли он для диджейства? На какие параметры обратить внимание?
Оперативной памяти рекомендуется не меньше 4 Гб, лучше — хотя бы 8 Гб. Если у вашего компьютера эта цифра меньше, то программы могут зависать, либо вовсе не запустятся.
Места на диске для самих программ достаточно лишь 2-3 Гб, а вот музыкальная коллекция может занимать внушительные объёмы: сотни гигабайт, а то и терабайты. В целом, хорошо бы, чтобы объём диска у компьютера был как минимум 256 Гб, больше — лучше. Также желательно, чтобы тип накопителя был SSD — это позволит вашим аудиофайлам быстрее открываться, загружаться и перемещаться.
Десктоп (настольный компьютер) может пригодится диджею при использовании программы «Рекордбокс» в режиме экспорта: это когда вы подготавливаете свою медиатеку дома, а на выступления приходите только лишь с флешкой и играете с клубных проигрывателей. Взять его с собой на выступления не получится, если только выступление — не у вас дома. Зато настольные компьютеры, как правило, более мощные, а за большим монитором может быть удобнее работать.
Ноутбук в этом смысле практичней, потому что у него больше возможностей для подключения и применения. И даже если вы не планируете играть с компьютера, все равно полезно брать ноутбук с собой на выступления.
Операционная система Мак или Виндоус — пожалуй, самая спорная тема, и здесь выбор зависит от личных предпочтений и привычек. Моё мнение такое: МакОС более надёжная. На ней удобней сделана работа с аудиодрайверами, на ней отличные встроенные программы, у неё много лет бесплатных обновлений и в целом МакОС лучше как операционная система. Вдобавок, у компьютеров «Эпл» отличное качество сборки, продолжительное время работы аккумулятора и яркий дисплей с широкими углами обзора, поэтому за ними удобней работать в том числе и в клубах. При этом если вы неисправимый фанат Виндоуса, или у вас уже есть какой-то ноутбук на Виндоусе, вы им довольны и не планируете менять, то и отлично — диджейские программы там работают не хуже.
Количество разъёмов USB — небольшая, но важная деталь, если планируете использовать ноутбук в клубах. Убедитесь, что у него как минимум два, а лучше три разъёма USB для подключения контроллеров и аудиоинтерфейсов.
Но, допустим, компьютера у вас нет. Это нормально, не у всех дома он есть, не всем он требуется. А нужен ли вам компьютер для диджейства вообще? Можно ли без него обойтись?
Я считаю, что компьютер — необходимый рабочий инструмент диджея. Даже если вы не планируете играть с диджейских программ, без компьютера все равно не обойтись для организации медиатеки, для поиска музыки, для работы с аудиофайлами, для экспорта на носители.
компьютер — необходимый рабочий инструмент диджея
Пожалуй, единственное исключение, если вы хотите играть с пластинок. Причём не с DVS, а именно с классических виниловых пластинок, как это делали диджеи 30 лет назад. Насколько такой вид диджейства вам симпатизирует и готовы ли принять особенности пластинок, о которых мы говорили во втором уроке, вопрос к вам.
На сегодня всё. В следующий раз поговорим ещё о нескольких деталях, которые нужны для базового диджейского сетапа.
Четвёртый урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 11 июня 2021 года.
Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.
Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.
Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.
Даниил Соколовский
Автор курса
Таня Соколовская
Дизайнер
Александр Климов
Видеомейкер
Иван Огорелков
Разработчик