Урок 11. Глава «Основы сведения»
Для сведения треков мы используем метки Cue, слайдер темпа, эквалайзер и прочие основные элементы проигрывателей и микшера. Однако, помимо них, полезно знать ещё несколько фич: они необязательны для сведения, но могут сделать процесс проще и удобнее.
Предположим, вы играете на клубных проигрывателях. И я уже несколько раз говорил, что для сведения на двух деках нужны минимум две флешки — по одной на каждую. На самом деле, это не совсем так.
Проигрыватели можно соединить специальным кабелем таким образом, чтобы одна флешка читалась сразу на нескольких деках. И это же справедливо и для SD-карт. Функция называется LINK.
Для соединения проигрывателей нам понадобится сетевой кабель Ethernet. Вот такой:
Вставляем один конец провода в разъём LINK сзади первого проигрывателя, а второй конец провода — аналогично у второго проигрывателя. Всё!
Теперь мы можем вставить в флешку только в одну деку, а на второй деке выбрать чтение этой же флешки, нажав в меню выбора носителей кнопку LINK:
Как вы знаете, чтобы свести треки, они должны играть с одинаковым темпом и идти бит-в-бит. Для этого мы корректируем слайдер темпа, запускаем трек точно на сильную долю и подправляем трек джогом, если нужно.
На самом деле и этого всего можно не делать, когда есть функция синхронизации. Синхронизация есть на некоторых проигрывателях и абсолютно во всех программах. Я уже частично затрагивал эту тему в восьмом уроке, в том числе рассказывал и связанных с ней опасностях. А сейчас расскажу, как синхронизация работает.
Чтобы синхронизировать треки, сперва нужно сказать декам, что с чем синхронизировать. Ведь можно как первый трек подогнать под темп и бит второго, так и наоборот — второй под первый. Для этого используется специальное понятие и кнопка с этим же названием — мастер.
Когда дека отмечена как мастер, это означает, что вторая (и все остальные, если дек больше двух) подстраиваются под её темп.
Например, у нас есть две деки, на которых играют треки с темпом 128 и 125 BPM. Если мы сделаем первую деку мастером и нажмём на синхронизацию на второй, то трек на второй деке тоже станет 128 BPM. Вот так:
Теперь, когда мы двигаем слайдер темпа у мастер-деки, то и темп второй деки меняется вместе с ним, как единое целое.
Но обратите внимание вот на что: у второй деки в данном случае меняется значение темпа, но слайдер темпа при этом не двигается. Если вы подвинете слайдер этой деки при включённой синхронизации, то просто ничего не произойдёт. Однако, если вы захотите отключить синхронизацию для ручного управления темпом, то сначала слайдер нужно подвинуть до текущего значения темпа, чтобы он его как бы «поймал», и только после этого слайдер снова заработает.
Синхронизация работает только в том случае, если соблюдены все три условия:
Ну и обязательно помните, что я уже говорил ранее: сначала научитесь сводить сами и только потом используйте синхронизацию, если захотите. Полагаться исключительно на неё опасно.
Раз уж мы заговорили про слайдер темпа, то расскажу о маленькой, но полезной фиче: на многих проигрывателях и контроллерах можно менять диапазон темпа, то есть то, насколько сильно меняется темп при движении слайдера вверх и вниз. На разных моделях эта кнопка может называться Pitch Fader Range, Tempo Width или просто Tempo.
Например, вот, какие диапазоны можно выставить на проигрывателях:
Соответственно, чем шире установлен диапазон, тем больше будет шаг темпа при движении слайдера. И наоборот: если поставить диапазон у́же, то шаг темпа будет меньшее и точнее.
Я рекомендую ставить значение ±10%. В большинстве случаев такой диапазон даст оптимальный баланс между контролем темпа и чувствительностью слайдера.
При изменении диапазона темп сразу же меняется на то значение, которое соответствует текущему положению слайдера.
Например, у вас играет трек с темпом 120 BPM. Диапазон темпа выставлен на значении ±10%. Предположим, что вы подвинули слайдер вниз ровно на середину его амплитуды. Половина от десяти — пять, следовательно, темп трека станет 126 BPM (120+5%).
Так вот, если в этот момент вы переключите диапазон темпа на ±16%, то при том же положении слайдера изменение темпа составит уже 8%, а не 5%. Соответственно, трек тут же перескочит на 129,6 BPM (120+8%). Это будет заметно на танцполе, а вдобавок может ещё и вызвать «кони», если в это время вы сводили этот трек с другим.
Поэтому вот, в каких случаях можно безопасно менять диапазон:
Может быть ситуация, что трек заканчивается, а вы не успели подобрать или подготовить следующий трек на другой деке. В такой ситуации не лишним будет знать ещё одну полезную фишку — петлю (Loop).
Например:
Обратите внимание, что трек почти закончился, но благодаря петле выделенный участок продолжил играть на повторе, тем самым давая нам больше времени для сведения. Разумеется, не стоит этим злоупотреблять, повторяя один и тот же фрагмент слишком долго.
За функцию петли отвечают три кнопки, расположенные чуть выше и левее джога:
Чтобы петля звучала «бесшовно», то есть не было слышно стыков, нужно активировать точки начала и конца ровно в бит. Малейшее отставание в миллисекундах будет заметно. Поэтому на проигрывателях сделали ещё одну полезную функцию — квантование (Quantize). Включается одноимённой кнопкой чуть выше петли.
Квантование как бы «магнитит» точки входа и выхода петли, поэтому даже если нажмёте кнопки In или Out немного раньше или позже, они все равно выровняются по сетке ровно в бит. Это удобно.
Квантование работает только для треков, проанализированных в программе «Рекордбокс». Например, если вы вдруг захотите сыграть с компакт-дисков, то учтите, то там петли сами «магнититься» к биту не будут, потому что треки из программы нельзя записать на диск.
Как вы помните из седьмого урока, когда мы пошагово разбирали сведение, одним из важных пунктов являются Cue — метки, откуда мы стартуем треки. Так вот, каждому треку можно проставлять метки заранее, дома, из программы «Рекордбокс» (или «Э́нджин-ди́джей» для оборудования «Де́нон»). Это сильно экономит ценное время и внимание за пультом.
В следующем уроке я как раз буду показывать сведение в «Рекордбоксе», в том числе покажу как ставить эти метки заранее. До скорой встречи за компьютером!
Одиннадцатый урок бесплатного начального курса по диджейству. Написан 14 октября 2021 года. Еду в машине за оборудованием для съёмок, навигатор показывает ещё полтора часа. За окном — золотистые деревья, на коленках — ноутбук, в наушниках — трек Kyoto «Memories». Красота!
Делиться ссылкой на эту страницу можно, перепечатывать или выкладывать материалы на другие сайты нельзя.
Если этот курс оказался для вас полезным или вы просто хотите за него поблагодарить, то можете поддержать меня на Патреоне.
Если у вас есть замечания, идеи, пожелания и предложения по урокам и курсу, пожалуйста, напишите мне.
Даниил Соколовский
Автор курса
Таня Соколовская
Дизайнер
Александр Климов
Видеомейкер
Иван Огорелков
Разработчик