Проверяй лоу-энд
Подскажи новичку: как улучшить сведение в треке? С чего начать?
Даниил
Сегодня я дам, пожалуй, самый простой, но действенный совет по улучшению сведения, о котором многие новички забывают: проверяйте лоу-энд.
Бочка и бас — главные низкочастотные элементы в танцевальной музыке. Они же, как правило, и самые громкие в миксе. Проблема в том, что низкие частоты также встречаются в других звуках, в которых низа не должно быть совсем, тем самым перекрывая бочку с басом и создавая в треке кашу.
Например, вот типичный хай-хет из классического набора TR-909:
На слух кажется, что это среднечастотный звук, да? Да и по логике тоже — это же тарелки, откуда в них бас? Но вот как выглядит частотный спектр этого сэмпла, если посмотреть анализатором:
Да тут дофигища низких частот! Если их оставить, как есть, то бас в треке будет вялым и размазанным, потому что хеты окупируют большую его часть. Такое допустить нельзя.
К счастью, решение очень простое.
Во-первых, какой бы звук вы не использовали, проверяйте его частотный спектр анализатором. Тарелки, снэйры, пэды, вокал, синтезированные лиды — скорее всего, везде найдутся низкие частоты, которые вам там не нужны.
Во-вторых, когда нежелательные низкие частоты действительно находятся — удаляйте их нафиг. Подойдет любой хай-пас фильтр.
Возьмём тот же хай-хет из примера выше и срежем у него низ, допустим, до 500 Гц:
В большинстве случаев можно спокойно срезать всё до 200 Гц
Возможно, некоторые читатели даже не заметят разницу на слух, но в миксе разница огромная. В большинстве случаев можно спокойно срезать всё до 200 Гц, иногда до 500 Гц и даже выше — в зависимости от исходного звука и его задачи в треке.
К слову, по этой причине мой самый часто используемый девайс в продакшене именно эквалайзер: я его вешаю на каждый канал или группу, чтобы проверять и срезать лоу-энд. Советую делать также.
Присылайте ваши вопросы тоже.