Распределённый доход
Отменённые выступления и планы, закрытые клубы и границы стран. Тысячи диджеев и продюсеров без работы. Безусловно, пандемия коронавируса затронула все сферы деятельности, но я бы хотел порассуждать конкретно про музыкальную индустрию и доход артистов в частности.
Почти все артисты стремятся к плотному гастрольному графику. И это неудивительно, ведь основной доход музыкантам приносят выступления. Но здесь проблема: вкладывая все ресурсы в один-единственный источник дохода, ты становишься очень уязвим. Вот было у артиста десять подтверждённых выступлений, а потом — хоп! — и нет. Ситуация с закрытым клубами и отменённым авиасообщением кажется из области фантастики, и тем не менее это происходит во всём мире прямо сейчас.
В 2018 году я написал статью «Как стать электронным музыкантом и сколько это стоит». Там, в частности, написано про источники дохода музыкантов
Кажется, что главным уроком артистам должна стать поговорка «не класть все яйца в одну корзину» и стремление к распределённой структуре доходов. В идеале должно быть три-пять источников, приносящих доход примерно в равных долях.
Например:
Нет | Да |
Выступления — 90% | Выступления — 30% |
Стриминг музыки — 10% | Стриминг музыки — 20% |
Обучающие продукты — 20% | |
Саундтреки для кино и рекламы — 20% | |
Услуги мастеринга — 10% | |
Услуги веб-графики — 10% |
Структура в правом столбце тоже не идеальная, но главное, что она даёт — активный резерв и возможность платить по счетам, даже если у основного источника дохода затишье. Например, за целый месяц не было новых выступлений (так бывает и без всяких коронавирусов) — ничего страшного, значит можно воспользоваться этим временем, чтобы сфокусироваться на других проектах.
На своём мастер-классе я советовал начинающим музыкантам иметь финансовый тыл и не спешить уходить с основной работы. Сочетание обычной работы и музыки — как раз пример распределённой структуры дохода.
У меня нет готового рецепта или совета, как прийти к распределённому доходу, но кажется, что для начала неплохо бы осознать важность самого понятия. И, разумеется, это касается не только музыкальной индустрии.