Как я записываю DJ-сеты со звуками танцпола

Записываю свой диджейский сет. Такая маленькая коробочка, а сколько потом радости! Фото © Schneider Family

Во время выступлений я стараюсь записывать свои сеты, чтобы потом их переслушивать. А ещё это классный материал, которым приятно делиться.

Но особенно мне нравится, когда в записи помимо музыки присутствуют радостные крики толпы с танцпола: так намного ярче передаётся ощущение, что это действительно живая запись, а не очередной студийный микс. Для примера послушайте мой сет со «Сказки», чтобы понять, о чём речь.

Расскажу, как я это делаю.

Рекордер

Просто записать сет обычно не проблема: на некоторых моделях диджейского оборудования эта функция встроена, а если вы играете с программ «Рекордбокс» или «Трактор», то там это вообще дело нажатия одной кнопки. Однако для записи сета со звуками танцполами понадобится специальное устройство — внешний рекордер.

Рекордер Tascam DR-40X, штатив Joby GorillaPod и кабель 2×RCA—2×Jack

Я использую Tascam DR-40X. Это четырёхканальный рекордер, то есть с двумя парами стерео-каналов: одна пара каналов записывает чистое аудио напрямую из диджейского микшера через линейный вход, а вторая пара записывает звуки танцпола через встроенные микрофоны.

В качестве носителя в рекордере используется SD-карта. Я купил SanDisk Ultra со скоростью 80 Мб/с и объёмом 16 Гб, и мне хватает за глаза — этого достаточно для записи примерно десяти часов. Питание — от трёх «пальчиковых» батареек АА, либо от сети через микро-USB. Снизу есть гнездо под 1/4-дюймовый винт, поэтому рекордер можно поставить на штатив.

Подключение

Рекордер подключается к микшеру так: из микшера — Rec Out или Master 2 с коннекторами RCA, в рекордер — Line In с коннекторами XLR или 1/4-дюймовым джеком. Кабель подойдёт, например, такой.

Схематичное подключение рекордера к микшеру, масштаб условный

Главное отличие выходов Rec Out и Master 2 в том, что Rec Out игнорирует изменение громкости на мастер-канале микшера. Это означает, что если во время сета вы поменяете громкость мастера (обычно я так делать не советую, но иногда нужно), то на запись это не никак не повлияет — аудио останется ровным, без провалов по громкости. Поэтому по возможности лучше использовать именно Rec Out.

Настройки

В этом рекордере сотня различных настроек, но в данном контексте важны только три: выбор внешнего источника, тип режима записи и установка уровня громкости.

Внешний источник переключается сбоку на слайдере: Ext In → Line. Таким образом рекордер будет знать, что входящий сигнал линейного уровня (а выход из диджейского микшера именно такой), поэтому не возникнет никаких искажений.

Режим записи выбирается отдельной одноимённой кнопкой: Rec Mode → 4CH. В нашем случае нужно задействовать все четыре канала, как я уже объяснял выше, поэтому выбираем 4CH. Слева должен загореться соответствующий индикатор.

Уровень громкости меняется в основном меню: Menu → Rec Settings → Level: -48dB. Это означает, что входящий сигнал будет записываться очень тихо, но это не проблема — громкость потом подтягивается на этапе обработке. Зато так гарантированно не будет клиппинга и запись получится чистой.

Разумеется, если у вас другой рекордер, то эти настройки могут находиться где-то в других местах, как-то по-другому называться или отсутствовать вовсе. Но для качественной записи сетов нужны все три, именно поэтому я выбрал Tascam DR-40X.

Обработка

По итогу записи на SD-карте появится два аудиофайла: первый — чистая запись с микшера, второй — запись танцола с микрофона.

Тут стоит понимать, что микрофон не может записывать только крики людей, вместо этого он записывает всё, в том числе и музыку с танцпола, причём, с перегруженными низкими частотами. Поэтому не удивляйтесь, если в этом аудиофайле вы услышите глухой «бум-бум» — это нормально.

Дальше дело за малым: прибавить громкость у записи с микшера (ведь мы записывали в -48dB), убавить громкость у записи с микрофона, убрать лишние низкие частоты фильтром и наложить обе аудиодорожки друг на друга. Всё это я делаю в программе Аблетон.

Обработка и сведение записи в программе Ableton Live

Вот, как эти аудиорожки звучат по отдельности и вместе:

Собственно, всё. Осталось только экспортировать и загрузить на Саундклауд, чтобы порадовать фанатов :-)

 869   2022   диджейство   советы

С 2015 года я веду рубрику советов, в которой делюсь своим опытом и отвечаю на вопросы читателей по написанию музыки, диджейству, выступлениям, маркетингу, управлению и другим аспектам музыкальной индустрии. Цель рубрики — распространять знания и культивировать профессионализм в музыкальной среде. Рубрика работает просто: вы присылаете вопросы, а я на них отвечаю постом в блоге, когда мне есть что сказать по делу. Присылайте ваши вопросы через форму.

Дальше
© Даниил Соколовский, 2024
Движок — Эгея