Энергия микса
Как с помощью приёмов сведения менять динамику сета
Самый простой способ контролировать энергию микса — подбирать соответствующие треки. Захотелось энергию поднять — ставишь трек пободрее, понадобилось энергию спустить — берёшь трек поспокойнее. Всё просто.
О классификации треков по энергии, настроению и структуре
Но что если диджею нужно оставаться в определённой темповой и энергетической зоне? Например, открывающему диджею, которому нельзя слишком разгоняться. Как подбирать и сводить треки так, чтобы сет был динамичным? Почему в некоторых миксах классные треки, но вместе они звучат уныло?
Расскажу о двух приёмах, которые помогут ответить на эти вопросы: плотность микса и гармоническое сведение.
Плотность микса
Плотность микса — это то, насколько часто меняются треки и насколько глубоко они заходят друг в друга (попрошу без пошлостей) при сведении. Наглядный индикатор плотности — количество треков в час.
Допустим, средняя продолжительность трека составляет 7 минут. Если за час диджей играет всего 9–10 треков, значит он сводит их почти впритык, и как следствие такой сет будет казаться вялотекущим. А если за тот же час диджей играет 13–15 треков, значит они сильнее наслаиваются друг друга, соответственно, сет кажется более динамичным.
Приведу пример. Возьмём два этих трека:
Вот первый вариант, как их можно свести:
Послушайте, что здесь происходит:
2:28 | Яма на 8 тактов, в конце которой небольшая перебивочка — удобный индикатор для старта следующего трека |
2:43 | Старт второго трека |
3:46 | Переключение баса с первого трека на второй |
А теперь послушайте второй вариант сведения:
Что здесь происходит:
0:38 | Старт второго трека |
1:41 | Переключение баса с первого трека на второй |
Чувствуете, насколько второй вариант энергичнее первого? Если нет, то переслушайте внимательно. Не торопитесь.
В обоих вариантах совершенно одинаковые треки, но во втором примере второй трек стартует раньше, практически посередине первого, поэтому микс звучит плотнее и энергичнее.
Гармоническое сведение
Гармоническое сведение — принцип сочетаемости треков на основе их тональности. Если подбирать треки в определённых тональностях, то переход между такими треками звучит музыкально приятно и не «режет» слух. Я писал про это в своём англоязычном блоге четыре года назад, почитайте, если интересно.
Но в данном случае нас интересует не сам принцип, а тот факт, что благодаря нему можно контролировать энергичность микса. Мы же здесь про энергию говорим, помните?
Для примера сведу сначала эти два трека:
Вот, что у меня получилось:
Обратите внимание, что у треков одинаковая тональность — Em, поэтому переключение баса с первого трека на второй на 1:10 происходит максимально незаметно.
Теперь сведу тот же трек ‘Driver’, но уже с другим — с ‘Delirious’ Матана Каспи. Вот сам трек:
Вот, что у меня получилось при сведении:
Здесь переход тоже происходит на 1:10, но из-за того, у второго трека другая тональность — Bm, такая смена баса сразу кажется энергичней или как минимум заметной.
А теперь самое важное: заметьте, что нигде выше я не написал, что какой-то пример лучше другого. Плотность микса и гармоническое сведение — это просто инструменты управления энергией. Плотные миксы и переходы на другие тональности добавляют энергию, но это совсем не обязательно означает «лучше». Сводить треки впритык и играть несколько треков подряд одной тональности совершенно нормально, если того требует ситуация или просто так захотелось. Можно всё.
Плотность микса и гармоническое сведение — инструменты управления энергией. Сами по себе они не делают сеты ни лучше, ни хуже
При этом диджею полезно понимать, как с помощью осознанного использования этих инструментов можно контролировать уровень энергии сета и динамику танцпола.
Как же было бы интересно послушать анализ того же микса Sasha – Involver (2004). Меня всегда впечатляло то, как там треки один в другой проникают и как глубоко замешаны. Но, наверное, это дело для студийного расчленения треков и последующего сведения? Это не для танцпола?
Как вообще относишься к творчеству этого диджея?
Саша нравился. Как раз в начале двухтысячных, и в основном когда играл вместе с Дигвидом. Этот микс, конечно, студийный, то есть не вживую записан. Он даже издан как его «альбом».