Функция Master Tempo и качество звука
Я свожу музыку в Тракторе через контроллер, и часто бывает приходится играть некоторое время трек быстрее или медленнее, чем он есть. И ооочень сильно заметны искажения в бассе, он будто теряет свою жирность и становится каким-то электрическим. Технически я понимаю, почему так происходит, интерполяция происходит, если замедлять, ну и как бы ладно. Но, если я не ошибаюсь, когда сводил на микшере (DJM-800 / 2000 Nxs), там таких проблем не было. Собственно, вопрос: как-нибудь можно этого избежать? Или может сводить в Аблетоне научиться, если там таких проблем не будет со стретчингом? А, ну и стоит при этом Key Lock, чтобы тональность сохранялась при изменении скорости.
Сергей Хивук
Сергей, всё дело в функции Key Lock, которую ты используешь. В пионеровских проигрывателях она называется Master Tempo, но суть та же. Для удобства буду называть её здесь именно так.
Дело в том, что скорость воспроизведения (tempo) и высота тона (pitch) трека — физические понятия, которые напрямую связаны между собой. Если темп замедлить, питч станет ниже. А если темп увеличить, то и питч, соответственно, станет выше.
Чтобы лучше понимать, что происходит, предлагаю послушать сначала песни с вокалом. Вот оригинал:
Если темп сильно увеличить, то голос станет как у хомяка на стероидах:
А если темп сильно замедлить, то Лана Дель Рэй запоёт как мужичок:
Обрати внимание на продолжительность: во всех случаях играет один и тот же фрагмент, но в оригинальном темпе он идёт 29 секунд, в ускоренном темпе — 18 секунд, а в замедленном — 46 секунд. То есть скорость и тон действительно связаны, здесь пока всё ожидаемо.
А теперь включим функцию Master Tempo. Для эмуляции я использую Аблетон, но в Тракторе и на Пионерах будет примерно также:
При высоком темпе слышно, что Лана поёт быстрее, но сам голос остался различимым, а не как у хомяка. Худо-бедно работает.
А теперь проделаем то же самое для пситрансового трека. Вот Ликтум, 140 BPM, тональность D#m:
Вот этот же трек при 150 BPM — слышно, что питч стал примерно на полутон выше и стала другая энергетика, но еще терпимо:
А вот те же 150 BPM, но с эмуляцией Master Tempo и сохранением оригинальной тональности:
И вот здесь уже полная жесть. Бас размазан, середина и верх скомканы — как будто слушаешь MP3 в качестве 64 kbps (все отрывки я заливаю в 320). Полагаю, это как раз примерно то, что ты описал в вопросе.
Мораль:
- Для вокальных композиций и музыки, типа эмбиента, Функция Master Tempo может подойти.
- Для всей танцевальной электронной музыки, например, Пситранса, Master Tempo использовать нельзя.
При этом важно понимать, что Master Tempo в любом случае искажает трек и ухудшает качество, просто иногда это заметно сильно, а иногда не очень. Вот что по этому поводу пишет сама компания Пионер:
Чтобы таких проблем не было, просто старайся играть треки примерно в одном темпе. Если в одной деке трек 140 BPM, в другой 142 BPM, то всё ок. Если же пытаться свести трек 140 с другим треком в темпе 148, то уже будет заметен сдвиг тона.
В среднем, каждые ±6-7 ударов в минуту повышают или понижают тональность на полутон. Например, был 145 BPM Cm → на 138 BPM станет уже Bm. Или 140 BPM D#m → на 146 BPM станет Em. Поэтому лучше сводить треки с разницей не больше 2-3 ударов в минуту. Надеюсь, так понятно.
Помимо темпа также важно учитывать и тональность треков для так называемого «гармонического сведения», но это отдельная большая тема.
Присылайте ваши вопросы тоже.