Rework. Книга Джейсона Фрида и Дэвида Хайнмайера Хенссона
Любимые мысли из книги
В 2006 году вышла книга про разработку и запуск веб-приложений под названием “Getting Real”. Я прочитал её лет семь назад, и с тех пор описанные в книге принципы стали моим фундаментом во многих делах. Несмотря на то, что в книге говорится про веб-разработку, подход авторов к бизнесу применим практически в любой отрасли и даже в быту.
PDF-книга “Getting Real” доступна на сайте компании
Книга “Rework”, о которой я хочу сегодня рассказать, это по сути официальное, дополненное и переведённое издание первой книги. Настоятельно советую купить и прочитать её полностью, а я тем временем поделюсь ключевыми мыслями, которые больше всего со мной резонируют. Заголовки ниже – моя условная группировка мыслей по темам, в книге они идут совсем в другом порядке.
Про планирование
Если вы не предсказатель, то долгосрочное бизнес-планирование будет для вас не более чем фантазией. Существует слишком много факторов, на которые вы не можете влиять: рыночные условия, конкуренты, клиенты, состояние экономики и т.д. Написание плана позволяет вам якобы ощутить контроль над вещами, над которыми вы на самом деле не властны.
Почему бы нам тогда не назвать планы тем, чем они на самом деле являются, а именно догадками? Переименуйте ваши бизнес-планы в бизнес-догадки, финансовые планы в финансовые догадки, а стратегическое планирование — в стратегическое угадывание.
Про время
“У меня нет на это времени” — вот наиболее часто оправдание, которым пользуются люди. Они заявляют, что с удовольствием создали бы новую компанию, изучили новый инструмент, продали изобретение, написали книгу или сделали еще что-нибудь, но для этого в сутках не хватает часов. Прекратите. Времени всегда достаточно, если вы его правильно тратите. И не думайте, что вам для этого нужно уйти со своей постоянной работы. Возьмите и начните работать над своим проектом по вечерам.
Вместо того, чтобы смотреть телевизор или играть в World Of Warcraft, работайте над своей идеей. Вместо того чтобы идти спать в 10 вечера, ложитесь в 11. Речь идет не о том, чтобы работать по ночам или по 16 часов в день, а всего лишь о том, чтобы выделить несколько дополнительных часов в неделю. Их будет достаточно, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.
Кроме того, идеальное время никогда не наступит. Вы всегда слишком молоды, либо слишком стары, либо слишком заняты, либо у вас нет денег, либо еще что-нибудь. Если вы постоянно беспокоитесь о выборе идеального момента, он никогда не наступит.
Идеальное время никогда не наступит. Начните работать над своим проектом по вечерам
Про детали
Архитекторы не задумываются о том, какой плиткой отделать душевую или какую посудомоечную машину установить на кухне, до тех пор, пока не будет завершена планировка помещения. Они знают, что решения по подобным деталям лучше принимать позже.
Вам нужно подходить к реализации своей идеи точно так же. Детали решают всё, но слишком раннее увлечение деталями ведёт к расхождению во мнениях, лишним встречам и задержкам. Вы утонете в вещах, которые на самом деле неважны. Вы потратите время на принятие решений, которые в любом случае изменятся. Так что игнорируйте детали — на какое-то время.
Про идеи
У каждого из нас есть друг, который говорит: «У меня самого была идея сделать eBay. Если бы я начал над ней работать, то сейчас был бы миллиардером!». Подобная логика выглядит жалко, если не сказать бредово. Авторство идеи по созданию eBay не имеет ничего общего с непосредоственно созданием eBay. Значение имеет только то, что вы делаете, а не то, о чем вы думаете, говорите или что планируете.
Значение имеет только то, что вы делаете, а не планируете
Идей всегда в избытке, и они стоят дешево. На самом деле первоначальная идея — это настолько маленькая часть бизнеса, что ее можно не принимать в расчет. Истинный вопрос состоит в том, насколько хорошо вы ее реализуете.
Про начинания
Когда вы начинаете что-то новое, существует ряд сил, действующих на вас в разных направлениях. Есть вещи, которые вы можете сделать, вещи, которые вы хотите сделать, и вещи, которые вам придется сделать. С того, что делать придется, и нужно начинать. Начните с эпицентра.
Например, если вы хотите открыть палатку по продаже хот-догов, вы можете беспокоиться о приправах, самой палатке, названии, оформлении. Но первое, о чем вам стоит позаботиться, — это о самих хот-догах. Хот-доги — это эпицентр. Все остальное вторично.
Чтобы понять, где находится эпицентр, задайте себе вопрос: “Если я это уберу, будет ли все еще существовать то, что я продаю?”. Палатка для хот-догов не будет для хот-догов без самих хот-догов. Вы можете убрать лук, соус, горчицу и т.п. Некоторым не понравятся ваши сосиски безо всяких добавок, но у вас все еще будет палатка для хот-догов.
Про инструменты
В бизнесе слишком многие озабочены выбором инструментов, нюансами программ, вопросами масштабирования, стильным офисным интерьером, представительной мебелью и другими пустяками вместо того, что действительно имеет значение. А значение имеет то, как вы собираетесь привлекать клиентов и зарабатывать деньги.
Это также относится к людям, которые хотят вести блог, подкасты или снимать видео для своего бизнеса, но слишком озабочены тем, какие инструменты им нужно использовать. Настоящее значение имеет контент. Пользуйтесь тем, что уже имеете, или тем, что можете недорого достать. Затем действуйте.
Про сон
Работать в ущерб сну — плохая идея. За дополнительно выкроенную пару часов позднее придётся заплатить сторицей. Человек, отдающий себе отчёт в том, что делает, изредка может позволить себе проработать сутки напролёт. Но не превращайте это в привычку! Если она станет постоянной, то её цена будет только расти. Вот что вас ждёт: упрямство, потеря изобретательности, недостаток драйва, раздражительность, плохие решения. И это лишь малая часть той цены, в которую обходится ваше недосыпание.
Про неожиданный успех
Бешенный успех не придёт к вам за одну секунду. Вы не сможете мгновенно разбогатеть. Вы не настолько особенный, чтобы все вокруг сразу обратили на вас внимание. Никому до вас нет дела. По крайней мере, пока. Привыкайте.
Вы, конечно, помните все эти истории успеха, свалившегося на кого-то за одну ночь? Так вот, это не вся история. Копните чуть глубже — и поймёте, что за ними стоят годы труда. Люди годами вкалывали, чтобы попасть на те позиции, отткуда начался их взлёт.
Откажитесь от мечты о внезапно свалившемся успехе в обмен на медленный и продуманный рост.
Путь к успеху — это медленный и продуманный рост
Про запреты
Относясь к сотрудникам как к детям, вы получите сделанную по-детски работу. Тем не менее именно такое отношение практикуется руководством многих компаний. Что вы выигрываете, например, от запрета сотруднику пользоваться социальными сетями или смотреть ролики на YouTube во время работы? Ровным счётом ничего. Это время не будет магическим образом конвертировано в работу, люди найдут какой-нибудь другой способ отвлечься.
Про наращивание и обучение аудитории
У каждой компании есть клиенты. У счастливых — есть поклонники. А у наиболее успешных — аудитории. Так что создавайте свою аудиторию. Рассказывайте, публикуйтесь, ведите блог, пишите в Твиттер, снимайте видео… всё что угодно. Делясь ценной информацией медленно, но верно, вы обязательно создадите преданную аудиторию. А затем, когда вам потребуется, чтобы о вас услышали, нужные люди уже будут готовы слушать.
Вместо того чтобы пытаться победить в конкурентной борьбе — больше продать, больше потратить, больше спонсировать, постарайтесь обучать свою аудиторию больше, чем ваши конкуренты. Большинство бизнесов концентрируется на продажах и обслуживании, а необходимость обучения даже не приходит им в голову.
Обучайте — и вы «привяжете» к себе людей так, как не снилось поклонникам традиционных маркетинговых приёмов. Покупать внимание с помощью рекламных разворотов в журналах и баннерой рекламы — это одно. Заручиться лояльностью аудитории, обучая её — это совершенно другой тип связи. Большие компании никогда не смогут этого делать, потому что одержимы манией секретности. Все инициативы в них сначала должны пройти через юриста, а затем преодолеть бюрократические проволочки. Обучение — это ваш шанс обойти крупных конкурентов.
Джейсон Фрид о контент-маркетинге, 2008
Создавайте свою аудиторию, обучая и делясь полезной информацией
Про умение писать
Выбирая между несколькими претендентами на одну и ту же позицию, отдавайте предпочтение тому, кто лучше других умеет писать. Неважно, является ли этот человек маркетологом, продавцом, дизайнером, программистом или ещё кем-нибудь, — его навыки письма себя оправдают.
Хорошо писать значит больше, чем просто уметь писать. Умение ясно излагать свои мысли — это признак ясного ума.