Об аудиоформатах: WAV или MP3 для диджея
Мне интересно, на выступлениях диджеи играют треки с CDJ в формате MP3? Насколько я знаю, не так много же моделей есть, которые поддерживают что-то типа FLAC или WAV.
Так вот собственно и вопрос еще отсюда: есть ли смысл какой-то играть треки с большим битрейтом, чем 320kbps MP3? Будет ли такая сильная разница? Или это всё упирается в то оборудование, на котором будет играться?
Сергей Хивук
Сергей, давай обо всём по порядку: сперва предлагаю разобраться с поддержкой форматов, потом что играют диджеи, и потом про целесообразность файлов с большим битрейтом.
Поддержка форматов
Сначала узнаем наверняка, какие модели поддерживает флак и вав: зайдём на официальный сайт Пионера и посмотрим на совместимость форматов и носителей.
Для удобства я выписал всё в таблицу, а заодно добавил туда и архивные модели, потому что некоторые ещё встречаются:
Модель | Форматы | Носители |
CDJ-2000NXS2 | MP3, WAV, AIFF, AAC, FLAC, ALAC | USB, CD, SD, Mac, Win, iOS, Android |
CDJ-2000NXS | MP3, WAV, AIFF, AAC | USB, CD, SD, Mac, Win, iOS, Android |
CDJ-2000 | MP3, WAV, AIFF, AAC | USB, CD, SD, Mac, Win |
XDJ-1000MK2 | MP3, WAV, AIFF, AAC, FLAC, ALAC | USB, Mac, Win, iOS, Android |
XDJ-1000 | MP3, WAV, AIFF, AAC | USB, Mac, Win, iOS, Android |
CDJ-1000MK3 | MP3, CDA | CD |
CDJ-1000MK2 | CDA | CD |
CDJ-1000 | CDA | CD |
CDJ-900NXS | MP3, WAV, AIFF, AAC | USB, CD, Mac, Win, iOS, Android |
CDJ-900 | MP3, WAV, AIFF, AAC | CD |
CDJ-850 | MP3, WAV, AIFF, AAC | USB, CD |
CDJ-800MK2 | MP3, CDA | CD |
CDJ-800 | CDA | CD |
XDJ-700 | MP3, WAV, AIFF, AAC | USB, Mac, Win, iOS, Android |
CDJ-400 | MP3, CDA | USB, CD |
CDJ-350 | MP3, WAV, AIFF, AAC | USB, CD |
CDJ-100S | CDA | CD |
Из таблицы можно сделать два вывода.
Во-первых, за поддержку вавок можно не беспокоиться: даже среди архива всего лишь три модели, которые воспроизводят мп3, но не играют вав: CDJ-1000MK3, CDJ-800MK2 и CDJ-400. Остальные либо более новые и воспроизводят и вав, и мп3, либо наоборот — более старые, и поэтому играют только аудио-диски.
Во-вторых, намного важнее не формат аудиофайлов, а носитель, с которого планируешь играть. Скажем, если у тебя вся музыка на картах SD, но в клубе окажутся не “двухтысячные”, это провал. Или если музыка на флэшке, а в клубе “тысячники”, это тоже провал. Или если у тебя диски, а в клубе любая модель из серии XDJ — опять провал.
правило: дублируй музыку на нескольких носителях
Поэтому главное правило профессионального диджея: всегда иметь с собой бэкап на другом носителе. Даже если в техническом райдере прописаны, например, “двухтысячные нэксусы”, и организатор подтвердил выполнение этого пункта, все равно лучше подстраховаться и взять бэкап. Всякое бывает.
Что играют диджеи
Мне бы хотелось с умным видом сказать “конечно, все диджеи только вавки” или “большинство предпочитают мп3”, но правда в том, что я не знаю. Серьёзно: у меня такой статистики нет, а говорить наугад и выдавать желаемое за действительное считаю неправильным.
Поэтому скажу за себя. Из всех аудиоформатов я предпочитаю AIF: он точь-в-точь такой же по качеству, как вав, но поддерживает расширенные метатеги и обложки — это очень удобно и в медиатеке, и в браузере диджейских проигрывателей.
Как я организовываю музыкальную коллекцию
Мп3 я тоже использую, но скорее в виде исключения — например, для бутлегов, промок и всякого такого неизданного и неофициального.
Есть ли смысл в вавках
Коротко — да, смысл есть. Несжатые аудиоформаты объективно лучше по качеству, чем их сжатые собратья, и это уже много раз доказано. Если захочется аргументов и упороться по матчасти, почитай, например, Sound On Sound.
What Data Compression Does To Your Music. Журнал “Sound On Sound”, 2012
Но я хочу сказать о другом.
Дело в том, что в клубах и тем более больших площадках звук проходит длинную цепочку обработки прежде чем дойдёт до слушателя, и испортить его можно на любом этапе.
Например, если диджей играет мп3 с плавающим битрейтом 192 килобита, то звук будет говном несмотря на колонки Funktion One. Или если диджей выкручивает “гейн” на микшере на максимум и играет в красной зоне, то звук тоже будет говном несмотря на все старания аудиоинженеров.
Хороший звук на пати — результат работы всей команды
Но бывает и по-другому. Например, если пьяный звуковик напортачил с калибровкой аудиосистемы, то звук будет говном несмотря на грамотного диджея, который играет только вавки и следит за уровнем сигнала. Или если организаторы сэкономили на аренде нормального оборудования и поставили в диджейку “сотые” деки. Или если помещение никак не изолировано и дребезжит, как фольга. И так далее.
Короче, хороший звук на пати — результат работы всего механизма и всей команды, и это важно понимать. Стараться ли при этом диджею отбирать треки с наилучшим качеством или играть что попало — профессиональный выбор каждого.