Как я организовываю свои диджейские плейлисты
Организация плейстов по уровням энергии, настроению и структуре треков
Было бы интересно узнать как ты готовишь свои диджейские сеты, как ориентируешься какой трек хорошо сведётся с предыдущим, как на самом лайве выбираешь такие треки, которые не входили в твой запланированный треклист и т.д.
Влад Заболоцкий
Как организовывать свою музыкальную коллекцию, чтобы из тонн материала быстро находить то что нужно в конкретном месте и в конкретное время?
Dj Nerva
Подготовка к выступлению включает в себя много всего: переговоры с промоутером, осмотр площадки, согласование технического и бытового райдера, изучение лайнапа и общение с другими артистами, продумывание и запуск рекламной кампании, запись видеообращения или промо-микса, работу в соцсетях и много чего ещё. Возможно, когда-нибудь расскажу и об этом, но сегодня — про «творческую» часть, про музыку.
Музыкант и диджей — не творческая профессия
Влад, чтобы ответить на вопрос, как я ориентируюсь, какой трек хорошо сведётся с предыдущим, нужно сперва рассказать об устройстве моей диджейской коллекции. Похожий вопрос прислал Dj Nerva, поэтому объединю их в один.
Рекордбокс и плейлисты
Диджеи играют с разных носителей, программ и устройств: с компьютеров, дисков, флэшек, пластинок, телефонов; на Пионерах, в Аблетоне, Тракторе, Серато и ещё разных вариантах. Конкретно я использую три вещи: программу Рекордбокс, флэшки и пионеровские проигрыватели.
Работает это так. Дома на компьютере я добавляю музыку в Рекордбокс и тщательно проставляю трекам теги, чтобы по ним они автоматически распределялись по плейлистам. Затем синхронизирую эти плейлисты с флэшкой. А затем, уже на выступлении, вставляю флэшку в проигрыватель, и в нём отображается вся структура и плейлисты точь-в-точь в том виде, как в Рекордбоксе. Это ключевой момент, потому что именно благодаря плейлистам я в любой момент могу найти тот самый трек, который собираюсь поставить следующим.
Теперь расскажу об основных плейлистах, из которых состоит структура моей коллекции.
Уровни энергии
Прежде всего, добавив треки в Рекордбокс, я присваиваю им уровень энергии — это главный критерий. Самое важное тут то, что уровень энергии — исключительно моё внутреннее ощущение трека, а не какой-то формальный признак: не темп, и ничего такого.
Как обычно делают диджеи
Тут я хочу немного отступить и рассказать, как делают обычно. Большинство диджеев заранее отбирают нужное количество треков и раскладывают их в той последовательности, в которой планируют сыграть. То есть полная предопределённость. Разумеется, такой заранее заготовленный сет может звучать отлично дома, но оказаться совсем неуместным на танцполе.
Может показаться, что так делают только новички, но нет: так делают даже те, кто выступает больше десяти лет. Некоторые даже записывают целые миксы заранее и на выступлении только изображают деятельность, но это совсем дно, которое даже не буду обсуждать.
Более продвинутые диджеи не заготавливают сеты заранее, а выбирают треки прямо во время сета, ориентируясь по публике перед ними. Чаще всего в качестве критерия для выбора следующего трека они используют темп как простую и понятную единицу измерения, некоторые ещё смотрят на тональность.
Получается примерно следующее. Допустим, на танцпол играет вот такой трек:
Диджей думает: «Ага, 122 BPM. Танцпол качает, всё отлично, надо не сбавлять темп». Он ищет-ищет треки в своей цифровой медиатеке из сотен треков, и находит вот такой — в той же тональности и даже на два удара в минуту быстрее:
Очевидно, что энергия на танцполе идёт на спад; народ расходится. Спускать энергию во время сета вниз — нормально, если знать, зачем это делать. Но если диджей из примера выше хотел сохранить волну драйва, то это провал.
Или обратный пример. Предположим, что диджей играет вот такой мелодичный прогрессив:
Он не хочет сильно разгоняться, поэтому находит трек в той же тональности и даже на один BPM ниже, а вдобавок ещё и с того же рекорд-лейбла:
Уже поняли ошибку, да?
Понятно, что энергия частично коррелирует с жанром, и как следствие — с темпом. Но связь уровня энергии и темпа бывает не всегда, и не всегда она предсказуемо линейна.
То есть полагаться просто на темп треков и таким образом механически подбирать следующий трек для сведения явно не стоит, и собственно, поэтому я и классифицирую треки по энергии.
Итак, возвращаюсь к уровням энергии, которые я использую вместо темпа. Всего я выделяю пять уровней:
★ | Открывающий (Deep) |
★★ | Разогревающий (Build-up) |
★★★ | Драйвовый (Driving) |
★★★★ | Пиковый (Peak-time) |
★★★★★ | Кульминационный (Banging) |
Опытные ребята могли заметить, что эти названия напоминают тип или тайм-слот диджейского сета: открывающий, разогревающий, «пик-тайм» и так далее. Действительно, говоря об уровне энергии, я сразу думаю о сценарии использования конкретного трека. Иными словами, задаюсь вопросом: «В какой момент вечеринки он был бы уместным?».
Например, посреди разогревающего сета я запросто могу поставить драйвовый трек, если пойму что нужно немного взбодрить танцпол, или наоборот — поставить разогревающий трек в разгар ночи, если решу дать публике немного передохнуть.
уровень энергии — исключительно моё внутреннее ощущение трека
Обновление от сентября 2021 года
Эта статья написана в 2019 году. С тех пор я немного по-другому организовал свою диджейскую коллекцию: я по-прежнему использую уровени энергии в качестве одного из основных критериев, но больше не разбиваю плейлисты по настроению и структуре, о которых идёт речь ниже. Тем не менее, все равно рекомендую дочитать пост до конца, возможно он даст вам какие-то идеи или вдохновение на реорганизацию собственной медиатеки.
Внутри плейлиста с уровнем энергии я делаю ещё четыре вложенных под-плейлиста по настроению и структуре:
Dark Hands-up |
Dark Heads-down |
Melodic Hands-up |
Melodic Heads-down |
И тут начинается самое интересное.
Настроение
“Дарк” и “мелодик” — более или менее интуитивно понятные сущности, хотя названия весьма условны: это эмоциональный окрас, настроение трека.
Сначала пара очевидных примеров. Вот “мелодик” — радуга, бабочки, цветочная поляна:
А вот “дарк” — полумрак, тревога, гипнотизм:
Обратите внимание, что у треков даже одинаковая тональность, но насколько они разные по настроению.
Но бывает и менее уловимая с виду разница. Это особенно справедливо для техно, где не всегда присутствуется ярко выраженная музыкальная партия.
Послушайте:
Это “дарк” или “мелодик”? Кто-то может сказать, мол, «ты о чём вообще, тут же один кик с басом, да тарелки, как что-то понять?». Для меня ответ очевиден — если под трек я невольно улыбаюсь, как дебил, значит это “мелодик”. То есть дело не в наличии какой-либо мелодии (тем более что мелодии бывают весьма «дарковые»), а именно в настроении.
А теперь послушайте этот трек. Специально выбрал похожий стиль и того же исполнителя, чтобы сместить фокус внимания только на эмоциональный окрас:
Для меня этот трек более холодный и агрессивный, поэтому однозначно «дарк». И если при прослушивании дома такая разница кажется незначительной и вообще неважной, то на танцполе она играет огромную роль.
Структура
“Хэндс-ап” и “хэдс-даун” — уникальные понятия, которые на русский язык лаконично не перевести. Я не видел, чтобы кто-либо использовал что-то подобное, поэтому оставлю названия как есть.
Суть в следующем. Этот критерий для меня отвечает за аранжировку треков и их структурные особенности: «разгоны», брейкдауны, кульминации и вот это всё.
Если трек идёт ровно, планомерно, под который можно двигаться практически без остановки — это «хэдс-даун». В каком-то смысле можно сказать, что «хэдс-даун»-треки более монотонные. Это не очень точно, но достаточно для общего понимания.
Если же в треке постоянно какие-то перебивочки, новые партии, насыщенные брейкдауны и ярко выраженный дроп, то это «хэндс-ап». От таких треков, как правило, люди на танцполе поднимают руки вверх буквально.
Приведу пару примеров:
Обратите внимание на брейкдаун в середине и дроп на 1:30. Это — «хэндс-ап».
Ещё пример:
Вероятно, вы уже поняли, что это тоже «хэндс-ап».
Из двух примеров выше может показаться, что «хэндс-ап» — это всегда что-то мелодичное и попсовое. Но за настроение же у нас отвечает другой критерий, а здесь мы говорим только о структуре. Просто оба этих трека — «мелодик хэндс-ап».
Вот вам тоже «хэндс-ап», но «дарк»:
А теперь для контраста “хэдс-даун”:
Чувствуете, насколько более размеренный трек?
Если вам кажется, что “хэдс-даун” это обязательно что-то очень медленное и глубокое, вот вам пример из пситранса:
Зацените, какой ровный трек: он просто идёт и идёт, под такое хочется закрыть глаза и танцевать без брейкдаунов.
К слову о брейкдаунах, послушайте этот трек:
Тут брейкдаун растянулся аж на полторы минуты, но обратите внимание, насколько он опять же ровный и даже несколько монотонный, если сравнивать с брейкдаунами в «хэндс-ап»-треках.
Таким образом, зная уровень энергии, настроение и структуру трека, я могу полностью управлять развитием сета. А благодаря плейлистам, я точно знаю, где находится тот самый трек, который я хочу поставить следующим. В такой классификации всех треков и новинок в моей медиатеке и заключается основная работа по подготовке моих диджейских сетов.
Как во время непосредственно выступления решать, какой поставить трек и вообще как строить сеты, расскажу в другой раз.
Так я и узнал, что слушаю почти всегда хедс-даун дарк техно :-). Кстати, понятия очень прозрачные, если вдуматься, и подойдут для категрризации не только электронной музыки. Статья огонь, спасибо.
А скинь пару примеров хедс-даун дарк техно? Интересно сравнить :-)
Еще раз благодарю за статью! Если бы на нее не наткнулся, наверное откладывал бы до последнего. Первоначальная структура готова, она конечно попроще, и немного отличается, но и это уже очень замечательно!
Спасибо за столь ценную инфу!!!
Σ Δ Ϊ Κ аналогично
крайне практичная концепция
гораздо эффективнее использования тональностей в связке с bpm трэка
спасибо за информацию
Спасибо за инфу! Довольно полезная информация. Поезд тронулся с тупика)))
Спасибо большое! очень крутое изложение материала с примерами! Особенно круто, когда музыкальный вкус совпадает с автором текста:)
Отличная статья, многое интуитивно также пришло само с опытом 😎