Музыка как сервис, или почему стриминг — кайф

Модель стриминга музыки в качестве платного сервиса — это гениально. Давно хотел про это написать, а тут ещё и случай хороший: в России стал официально доступен Спотифай, которым я с удовольствием пользуюсь. Про сам Спотифай тоже потом напишу, но сперва поделюсь мыслями про стриминговую модель в целом и как я до всего этого скатился дошёл.

Спотифай в России

Цепочка создания добавленной стоимости в индустрии звукозаписи, 1994 год. Иллюстрация из доклада Шумана Гоусмаджамдера

Решённая проблема

Началось всё с аудиокассет, на которые я записывал эфиры с радиостанции 106,8 в конце девяностых годов. Поиска музыки как такового для меня не существовало: слушал только то, что звучало на «Станции». Стоит ли рассказывать, насколько плохое было качество и насколько неудобен был процесс записи и прослушивания с кассет.

Вот как кассеты выглядят, если кто-то из читателей их не застал

Потом, уже в начале нулевых, появились компакт-диски. Прогуливая школу, я проводил долгие часы на «Горбушке» в поисках дисков с электронной музыкой. Это был бум пиратских сборников в формате MP3, и я скупал всё: от лютого гоа-транса до дрим-дэнса. Качество по сегодняшним меркам было ужасным, но тогда меня это не особо волновало, потому что альтернатив все равно не было.

Примерно в 2003 году в Москве появился безлимитный интернет и музыкальные сообщества в «мИрке», где любители обменивались своими коллекциями через FTP и сетевые папки. Естественно, всё очень медленно, неудобно и в таком же плохом качестве.

При этом музыка на компьютере, как и сами компьютеры того времени, оказалась весьма ненадёжной: то «Винда» слетала, то жесткие диски (объёмом меньше, чем сегодняшние телефоны) переполнялись, то они же и вовсе ломались. Короче, всю свою медиатеку я постоянно терял, восстанавливал, хранил на внешних жёстких дисках, и весь этот багаж тянулся за мной ещё много лет.

Хорошо, что сейчас не 2003 год. О том, как я теперь всё синхронизирую

В 2011 году я решил стать диджеем. Тогда я сбросил большую часть балласта из старой, некачественной музыки, и начал собирать уже диджейскую коллекцию — то есть музыку в наилучшем качестве и тех стилей, которые я мог бы потенциально сыграть в сетах.

Об аудиоформатах: WAV или MP3 для диджея

Но оставалась одна проблема. Например, я услышал клёвый трек в формате драм-н-бэйс. Это не тот стиль, который я играю в своих миксах и сетах, поэтому покупать его за три доллара на Битпорте мне не хочется, да и не нужно. Но трек-то хороший, и иногда послушать его я совсем не прочь. И таких треков много.

Раньше в таких случаях для домашнего прослушивания я либо покупал треки в Айтюнсе (там они стоят 19 ₽), либо искал на Ютубе и добавлял ссылки в «Избранное» в браузере, либо искал на Саундклауде и добавлял в приватные плейлисты. Но все варианты были очень неудобными: «домашние» треки в Айтюнсе путались с моей диджейской коллекцией; в «Избранном» совершенно невозможно искать музыку, даже если всё аккуратно разложено по папочкам; в Саундклауде нет многих треков, а те, что есть, часто оказываются короткими превью (и ещё всякое по мелочи, что мне там не нравится).

Стриминг как сервис полностью решил все эти проблемы. Именно этим, а даже не дискаверингом (об этом расскажу потом) мне так нравится стриминговая модель. Только задумайтесь: по цене одного трека на Битпорте или одной чашки кофе ты получаешь доступ к миллионам треков с прекрасными возможностями для их прослушивания, каталогизации и шэринга. Треки становятся «твоими» лишь на время действия подписки, но меня это нисколько не смущает: кажется, что факт физического владения некоторыми вещами в 2020 году теряет свою актуальность (сравните покупку автомобиля с каршэрингом, например).

Кажется, что факт физического владения некоторыми вещами в 2020 году теряет свою актуальность, и музыка в их числе

Открытая модель в музыке

Самое поразительное, что открытая модель в музыке — так называется то, что лежит в основе музыкальных стриминговых сервисов, была сформулирована ещё в 2002 году. Приведу цитату из Википедии:

«Открытая модель в музыке была впервые сформулирована Шуманом Гоусмаджамдером в докладе 2002 «Развитые бизнес-модели, основанные на пиринговых технологиях». В следующем году она была описана и предложена в под названием открытой модели в музыке.

Модель предлагает изменить схему взаимодействия продавца и потребителя на рынке цифровой музыки: вместо того, чтобы рассматривать её как товар, приобретенный в интернет-магазине, она будет рассматриваться в качестве услуги, предоставляемой индустрией звукозаписи, фирмами, выступающими в качестве посредников между производителями и конечными потребителями. Данная модель предоставляет потребителям неограниченное количество загрузок цифровых записей по цене $5 в месяц (по состоянию на 2002). Ожидается, что применение этой модели принесет предприятиям музыкальной индустрии доход в общей сложности доход более $3 млрд в год.»

Я даже не поленился и ознакомился с оригинальным докладом на сайте MIT. Очень круто, что такие мысли уже озвучивались почти двадцать лет назад, и то, что сегодняшний мир наконец-то дошёл до их воплощения.

Доступность против пиратства

Эта модель фактически своей доступностью борется с пиратскими музыкальными сайтами как явлением. Ради интереса зашёл на один из таких сайтов: сначала куча рекламных баннеров, какие-то полумёртвые ссылки на файлообменники, находишь среди них одну рабочую, потом ждёшь обратный отсчёт, за который тебе ещё моргают баннеры, потом всплывающие окна, потом загрузка на ограниченной скорости, потом архив, который надо распаковать… жуть! Искренне не понимаю, кто и зачем этим ещё пользуется, когда есть нормальные стриминговые сервисы.

Любопытно, как изменился сам подход. Было: на пике цифровых загрузок в десятых годах лейблы нанимали специальные компании, чтобы те мониторили пиратские сайты с их релизами и оперативно изымали нелегально размещённые файлы. Стало: «Да вот же вся музыка в хорошем качестве и в удобном приложении практически бесплатно, слушайте на здоровье».

Метод прямой силы, требующий много ресурсов, очевидно уступил простоте и доступности. То есть побороло пиратство не юридическое дело, а технологическое.

Жизненный цикл

У цифровых загрузок очень короткий жизненный цикл. Например, трек выходит на Битпорте, лейблы и артисты постят в соцсетях прямую ссылку на релиз, его покупают несколько недель. А потом — всё: на Битпорте выходят десятки тысяч других релизов, посты в лентах соцсетей тоже под бесконечным потоком уходят вниз, и ещё совсем недавно вышедший трек толком никак не найти, если только не искать специально по имени артиста. Очень продаваемые треки могут держаться на плаву на Битпорте немного дольше за счёт чарта «Топ-10», но, во-первых, эффект все равно кратковременный, а во-вторых, что такое десять треков среди тысяч?

Жизненный цикл релизов, или почему больше не стоит фокусировать рекламные кампании на Битпорте

В стриминговых сервисах слушателям вперемешку предлагают слушать как новые, так и старые релизы, тем самым продлевая жизнь последних. Грубо говоря, если жизненный цикл релизов на Битпорте составлет несколько недель, то в стриминговых сервисах треки могут «работать» — то есть прослушиваться и приносить прибыль — даже спустя несколько лет. И это полностью «пассивно», то есть без внешней поддержки рекламными кампаниями, а органически за счёт алгоритмов самих сервисов. Мой альбом 2000 Years Ahead живое тому подтверждение.

Сколько я заработал на продажах альбома

В стриминговых сервисах треки могут приносить прибыль даже спустя несколько лет

Я не знаю, что будет с музыкальным рынком через десять или двадцать лет, но та тенденция, которая идёт последние несколько лет, выглядит обнадёживающей: наконец-то становится и удобно слушателям, и доходно артистам.

Next
2 comments
Selenia_6 2021

Здравствуйте!
У вас очень интересный и полезный блог, многое добавляю в закладки, спасибо! Хочу задать волнующий меня вопрос по поводу легальности публичного воспроизведения музыки. Ничего внятного в Интернете почему-то не нашла, так что, если можете, поделитесь опытом, пожалуйста 🙏🏻. Или может вы уже рассказывали об этом где-то?

Кто-то говорит, что добросовестно покупать треки на Битпорте и т. д., а кто-то — что этого недостаточно, и диджею нужно еще иметь отдельное разрешение на публичное воспроизведение треков. Я в Украине, и у нас еще меньше инфы об этом. Начиталась про РАО и тп. Но как де-факто справляются диджеи?

Еще вопрос: Битпорт в своем соглашении на англ. языке пишет, что купленную там музыку можно использовать только для частного прослушивания. При этом они сами позиционируют себя как крупный магазин музыки для диджеев. 🤯 Где логика? Может я чего-то не понимаю?

Если диджею недостаточно заплатить за трек или оформить подписку, то что еще требуется, чтобы со спокойной душой играть музыку на публике?
А как быть, если начинают приглашать в другие страны? Как решаются эти вопросы? Если ехать со своим плейлистом в Европу, например, что нужно знать? Как делают другие?
Играть на свой страх и риск или очень сильно ограничиваться в выборе? (искать т.н. музыку для свободного использования)?

Или вопрос легальности публ. воспр. ложится на плечи заведения? Тогда как оно контролирует, какую музыку будет ставить диджей? Или это не требуется?

В общем, у меня как у начинающего, очень много вопросов и чуть-чуть взрывается мозг...) Буду очень благодарна, если диджей с многолетним опытом приоткроет завесу этой тайны. Как он сам играет, с какими юридическими аспектами сталкивался, как защищает себя и т. д. ❤️

Даниил Соколовский 2021

Рад, что вам нравится мой скромный блог :-)

Вопрос большой, поэтому и ответ на него тоже потянет как минимум на отдельный пост, а то и целую серию. Возможно, когда-нибудь всё это напишу подробно.

А пока что отвечу тезисно.

Публичное воспроизведение музыки — особый вид использования авторских прав, который в разных странах регулируется по-разному. Обычно за публичное воспроизведение музыки нужно платить отчисления, роялти (конкретно этот вид роялти называется performance royalty). Как правило, платит тот, кто устраивает это самое публичное воспроизведение, то есть организатор мероприятия: клуб, бар и т.д. Не диджей.

Сбором роялти занимаются специальные организации, PRO. В каждой стране свои организации: например, в США это ASCAP (среди прочих), в Германии — GEMA, в России — РАО, в Украине — УААСП. По замыслу, это организации собирают отчисления с организаторов мероприятий, а потом перечисляют часть денег правообладателям — тем, чья музыка звучала на мероприятиях. Размер сборов и выплат зависит от многих факторов, главным образом от численности мероприятия. Проблема в том, что конкретно в электронной музыки большая часть музыки не зарегистрирована в этих организациях, а некоторая — и не может быть зарегистрирована вовсе, например всякие бутлеги и мэшапы. В общем, чёрная дыра та ещё.

Ещё раз повторюсь, что диджею не нужны никакие специальные разрешения на воспроизведение, потому что это зона ответственности организатора. Максимум, что организатор может попросить диджея — это предоставить треклист, то есть список треков, сыгранных в сете. Например, у меня ровно так и было на гастролях в Швейцарии: попросили заполнить специальный бланк от местной PRO (SUISA), на котором я перечислил все сыгранные треки. Как правило, чем крупнее ивент, тем тщательней за этим следят.

В некоторых странах диджеи обязаны получать специальные диджейские лицензии, что-то типа документа базовой профпригодности. Типа как водительские права для владельцев автомобилей, только для диджеев. Но это уже другая тема, не имеющая прямого отношения к публичному воспроизведению музыки с юридической точки зрения.

Вкратце так :-)

Selenia_6 2021

Благодарю за такой развернутый ответ!! Именно то, что я и искала, радуюсь и улыбаюсь))) Если однажды будет еще и пост, вообще памятник Вам поставить надо будет)))

Блог не скромный, а очень ценный кладезь информации, коих единицы! Еще раз спасибо огромное)

© Даниил Соколовский, 2024
Powered by Aegea