Можно всё
Иногда в рубрику советов мне присылают вопросы, суть которых сводится ко фразе: «А можно ли сделать так-то?» или «А можно ли не делать того-то?».
Например:
А можно отправлять демо-трек сразу на несколько десятков лейблов?
А можно диджею ничего не постить в соцсетях?
А можно ли не пользоваться эквалайзером?
А можно прийти в клуб за десять минут до начала своего сета?
Ну то есть человек, вероятно, слышал, что что-то делать надо, но как бы ищет этому опровержение: «А точно надо? Может всё-таки не надо? А можно сделать по-другому?». И это нормально, потому что задаваться вопросами — хорошо.
А ответ очень простой: можно всё. Вообще всё. Но у любого выбора есть последствия, которые стоит иметь в виду.
Например:
А можно отправлять демо-трек сразу на несколько десятков лейблов?
Можно, но будьте готовы, что ваше демо либо проигнорируют, либо подпишут на каком-нибудь третьесортном лейбле. Вот, как лучше отправлять демо.
А можно диджею ничего не постить в соцсетях?
Можно, но тогда людям будет труднее о вас узнавать и аудитория будет медленее расти. Потому что соцсети важны.
А можно ли не пользоваться эквалайзером?
Можно, но потом не удивляйтесь, если бас в вашем треке будет вялым и размазанным. Если хотя бы проверять и обрезать лишний лоу-энд, уже станет чище.
А можно прийти в клуб за десять минут до начала своего сета?
Можно, но тогда у вас практически не останется времени на «план Б», если что-то пойдёт не так — а пойти не так может много чего. Я рекомендую приходить заранее.
Можно всё, но стоит иметь в виду последствия выбора
Обратите внимание, что в примерах выше я не назвал ни один исход событий плохим. Может, вы пишете музыку чисто ради удовольствия, поэтому вам безразличны релизы на авторитетных лейблах, рост аудитории и выступления? Ну, и отлично, ведь сами по себе эти вещи ни хороши, ни плохи.
Но если вы ставите перед собой определённые карьерные цели, то в этом случае уже стоит учитывать возможные последствия от любого «можно».