Критерии качественного продакшена. Часть 1

Саунд-дизайн

По работе на лейбле мне постоянно приходится оценивать треки. При этом бывает, что работа интересная, но звучит плохо. Как же так получается? Как отличить хорошую работу от плохой? Что такое качественный продакшен? На что обратить внимание молодым продюсерам?

О моей работе на лейбле

Мне стало интересно попробовать ответить на эти вопросы, поэтому я написал небольшую серию постов о критериях качественного продакшена. Сегодня поговорим про первый и самый важный критерий — саунд-дизайн.

Часть 1. Саунд-дизайн
Часть 2. Переходы
Часть 3. Аранжировка

Что такое саунд-дизайн

Саунд-дизайн — довольно широкий термин, поэтому сразу определюсь, что под ним я главным образом понимаю синтез, обработку и все прочие манипуляции со звуками.

Дело в том, что в электронной музыке чаще важно не что звучит, а как оно звучит. Музыкальный контент тоже, безусловно, важен, но именно то, как этот контент звучит, и является во многом определяющим фактором для оценки качества.

Например, вот простые кик и бас:

Какой из этих аудиопримеров лучше? Сразу скажу, что вопрос с подвохом: «лучше» или «хуже» — не совсем те слова, которыми стоит оценивать звуки. Первый пример кажется устаревшим, как будто из нулевых. Второй пример кажется более современным, учитывая актуальные стандарты звучания жанра. Когда в 2016 году я работал над альбомом, мне хотелось передать чувство футуризма, поэтому в данном контексте второй пример мне подходил больше.

См. заметку про музыкальные стандарты и о работе над альбомом

Или вот более мелодичный пример:

Обратите внимание, что в обоих примерах ничего не поменялось с точки зрения контента: здесь все те же ноты и те же группы инструментов — бас, эсид, пэд и ещё одна мелодия. Но тембры и обработка, то есть то, как звучат все эти инструменты, отличаются значительно.

Binary Star

Главным образом это и есть отличительная особенность качественного продакшена от любительского.

в электронной музыке чаще важно не что звучит, а как оно звучит

Что делать

Несколько простых, но рабочих советов:

Учите основы саунд-дизайна. Начинающие (да и не только) продюсеры скачивают гигибайты готовых сэмплов и пресетов и собирают из них треки, надеясь таким образом получить качественные и интересные треки. Увы, но это так не работает. Я советую отложить увлекательный перебор библиотек звуков в сторону и сперва изучить основы саунд-дизайна: субтрактивный синтез, сэмплирование, обработку, модуляцию и другие фундаментальные основы. Электронная музыка это не только чистое творчество, в каком-то смысле это больше наука, поэтому без академических знаний не обойтись.

Про творчество

Продолжайте учиться. Основы саунд-дизайна дадут вам прочную базу, но электронная музыка ещё прекрасна и тем, что в ней можно практически бесконечно узнавать что-то новое. Регулярно выходят плагины, появляются возможности для новых технических приёмов. Я не говорю, что нужно бездумно использовать всё подряд, но советую как минимум следить за рынком музыкальных программ, слушать музыку, смотреть туториалы, читать блоги.

Будьте оригинальны. Чем больше знаний, приёмов и техник будет в вашем арсенале, тем больше креативных возможностей перед вами откроется. Можно ли использовать готовые сэмплы? Можно, особенно если знаешь, как превратить скучную гитару в насыщенный трансовый пэд:

Можно всё

В следующей части расскажу про всякие перебивочки и переходы, там тоже интересно.

С 2015 года я веду рубрику советов, в которой делюсь своим опытом и отвечаю на вопросы читателей по написанию музыки, диджейству, выступлениям, маркетингу, управлению и другим аспектам музыкальной индустрии. Цель рубрики — распространять знания и культивировать профессионализм в музыкальной среде. Рубрика работает просто: вы присылаете вопросы, а я на них отвечаю постом в блоге, когда мне есть что сказать по делу. Присылайте ваши вопросы через форму.

Дальше
© Даниил Соколовский, 2024
Движок — Эгея