Блог

О профессии диджея, музыкальной индустрии, профессиональном росте, личном опыте и жизни

Позднее Ctrl + ↑

Смотреть на часы

Во время выступлений я стараюсь ставить рядом с деками ноутбук, когда есть такая возможность. Но на нём не диджейская программа, как многие думают — Трактор, Рекордбокс или какая-либо другая, а часы. Крупные и наглядные часы на тёмном экране, которые показывают текущее время:

Для меня часы — это некий «якорь к реальности», ориентир в пространстве-время, который помогает лучше распределять задуманные треки в течение сета.

Я не планирую свои сеты заранее, но уже стоя за пультом примерно понимаю, как буду выстраивать сет: какой трек поставлю следующим, к какому вайбу хочу прийти через полчаса и на какой ноте завершить выступление.

С короткими сетами проще: как правило, отыграешь треков десять и понимаешь, что уже примерно половина сета прошла. Хотя все равно постоянно думаю: «Блин, успею ли я сыграть вон тот клёвый трек до конца сета?». А вот играть 5-6-часовые сеты в формате open-to-close без часов мне кажется вообще невозможным.

Конечно, часы есть и на телефоне, но мне не нравится сама идея пялиться в телефон во время сета — кажется, что это выглядит не очень уважительно по отношению к людям на танцполе, будто я там проверяю соцсети. Наручные часы тоже не подходят, потому что нужно крутить запястье, которое почти всегда занято на деке или микшере, да и на мелком циферблате не так наглядно. Большой экран ноутбука в стороне, но при этом в постоянном поле зрения, в этом плане идеален.

Ещё часы помогают закончить сет вовремя. У меня с этим проблем никогда не было, но я знаю много случаев, когда приходит следующий диджей на смену, а тот ему: «ЩА! ЕЩЁ ОДИН ТРЕК!». Потом ещё. В итоге следующий диджей стартует на десять минут позже и нервничает, таймлайн мероприятия сдвигается и всё это нехорошо. Иногда за соблюдением чёткого тайминга следит промоутер или специальный стейдж-менеджер, но я считаю, что это зона ответственности именно диджеев.

В общем, диджеи: смотрите на часы.

Музыка как сервис, или почему стриминг — кайф

Модель стриминга музыки в качестве платного сервиса — это гениально. Давно хотел про это написать, а тут ещё и случай хороший: в России стал официально доступен Спотифай, которым я с удовольствием пользуюсь. Про сам Спотифай тоже потом напишу, но сперва поделюсь мыслями про стриминговую модель в целом и как я до всего этого скатился дошёл.

Спотифай в России

Цепочка создания добавленной стоимости в индустрии звукозаписи, 1994 год. Иллюстрация из доклада Шумана Гоусмаджамдера

Решённая проблема

Началось всё с аудиокассет, на которые я записывал эфиры с радиостанции 106,8 в конце девяностых годов. Поиска музыки как такового для меня не существовало: слушал только то, что звучало на «Станции». Стоит ли рассказывать, насколько плохое было качество и насколько неудобен был процесс записи и прослушивания с кассет.

Вот как кассеты выглядят, если кто-то из читателей их не застал

Потом, уже в начале нулевых, появились компакт-диски. Прогуливая школу, я проводил долгие часы на «Горбушке» в поисках дисков с электронной музыкой. Это был бум пиратских сборников в формате MP3, и я скупал всё: от лютого гоа-транса до дрим-дэнса. Качество по сегодняшним меркам было ужасным, но тогда меня это не особо волновало, потому что альтернатив все равно не было.

Примерно в 2003 году в Москве появился безлимитный интернет и музыкальные сообщества в «мИрке», где любители обменивались своими коллекциями через FTP и сетевые папки. Естественно, всё очень медленно, неудобно и в таком же плохом качестве.

При этом музыка на компьютере, как и сами компьютеры того времени, оказалась весьма ненадёжной: то «Винда» слетала, то жесткие диски (объёмом меньше, чем сегодняшние телефоны) переполнялись, то они же и вовсе ломались. Короче, всю свою медиатеку я постоянно терял, восстанавливал, хранил на внешних жёстких дисках, и весь этот багаж тянулся за мной ещё много лет.

Хорошо, что сейчас не 2003 год. О том, как я теперь всё синхронизирую

В 2011 году я решил стать диджеем. Тогда я сбросил большую часть балласта из старой, некачественной музыки, и начал собирать уже диджейскую коллекцию — то есть музыку в наилучшем качестве и тех стилей, которые я мог бы потенциально сыграть в сетах.

Об аудиоформатах: WAV или MP3 для диджея

Но оставалась одна проблема. Например, я услышал клёвый трек в формате драм-н-бэйс. Это не тот стиль, который я играю в своих миксах и сетах, поэтому покупать его за три доллара на Битпорте мне не хочется, да и не нужно. Но трек-то хороший, и иногда послушать его я совсем не прочь. И таких треков много.

Раньше в таких случаях для домашнего прослушивания я либо покупал треки в Айтюнсе (там они стоят 19 ₽), либо искал на Ютубе и добавлял ссылки в «Избранное» в браузере, либо искал на Саундклауде и добавлял в приватные плейлисты. Но все варианты были очень неудобными: «домашние» треки в Айтюнсе путались с моей диджейской коллекцией; в «Избранном» совершенно невозможно искать музыку, даже если всё аккуратно разложено по папочкам; в Саундклауде нет многих треков, а те, что есть, часто оказываются короткими превью (и ещё всякое по мелочи, что мне там не нравится).

Стриминг как сервис полностью решил все эти проблемы. Именно этим, а даже не дискаверингом (об этом расскажу потом) мне так нравится стриминговая модель. Только задумайтесь: по цене одного трека на Битпорте или одной чашки кофе ты получаешь доступ к миллионам треков с прекрасными возможностями для их прослушивания, каталогизации и шэринга. Треки становятся «твоими» лишь на время действия подписки, но меня это нисколько не смущает: кажется, что факт физического владения некоторыми вещами в 2020 году теряет свою актуальность (сравните покупку автомобиля с каршэрингом, например).

Кажется, что факт физического владения некоторыми вещами в 2020 году теряет свою актуальность, и музыка в их числе

Открытая модель в музыке

Самое поразительное, что открытая модель в музыке — так называется то, что лежит в основе музыкальных стриминговых сервисов, была сформулирована ещё в 2002 году. Приведу цитату из Википедии:

«Открытая модель в музыке была впервые сформулирована Шуманом Гоусмаджамдером в докладе 2002 „Развитые бизнес-модели, основанные на пиринговых технологиях“. В следующем году она была описана и предложена в под названием открытой модели в музыке.

Модель предлагает изменить схему взаимодействия продавца и потребителя на рынке цифровой музыки: вместо того, чтобы рассматривать её как товар, приобретенный в интернет-магазине, она будет рассматриваться в качестве услуги, предоставляемой индустрией звукозаписи, фирмами, выступающими в качестве посредников между производителями и конечными потребителями. Данная модель предоставляет потребителям неограниченное количество загрузок цифровых записей по цене $5 в месяц (по состоянию на 2002). Ожидается, что применение этой модели принесет предприятиям музыкальной индустрии доход в общей сложности доход более $3 млрд в год.»

Я даже не поленился и ознакомился с оригинальным докладом на сайте MIT. Очень круто, что такие мысли уже озвучивались почти двадцать лет назад, и то, что сегодняшний мир наконец-то дошёл до их воплощения.

Доступность против пиратства

Эта модель фактически своей доступностью борется с пиратскими музыкальными сайтами как явлением. Ради интереса зашёл на один из таких сайтов: сначала куча рекламных баннеров, какие-то полумёртвые ссылки на файлообменники, находишь среди них одну рабочую, потом ждёшь обратный отсчёт, за который тебе ещё моргают баннеры, потом всплывающие окна, потом загрузка на ограниченной скорости, потом архив, который надо распаковать… жуть! Искренне не понимаю, кто и зачем этим ещё пользуется, когда есть нормальные стриминговые сервисы.

Любопытно, как изменился сам подход. Было: на пике цифровых загрузок в десятых годах лейблы нанимали специальные компании, чтобы те мониторили пиратские сайты с их релизами и оперативно изымали нелегально размещённые файлы. Стало: «Да вот же вся музыка в хорошем качестве и в удобном приложении практически бесплатно, слушайте на здоровье».

Метод прямой силы, требующий много ресурсов, очевидно уступил простоте и доступности. То есть побороло пиратство не юридическое дело, а технологическое.

Жизненный цикл

У цифровых загрузок очень короткий жизненный цикл. Например, трек выходит на Битпорте, лейблы и артисты постят в соцсетях прямую ссылку на релиз, его покупают несколько недель. А потом — всё: на Битпорте выходят десятки тысяч других релизов, посты в лентах соцсетей тоже под бесконечным потоком уходят вниз, и ещё совсем недавно вышедший трек толком никак не найти, если только не искать специально по имени артиста. Очень продаваемые треки могут держаться на плаву на Битпорте немного дольше за счёт чарта «Топ-10», но, во-первых, эффект все равно кратковременный, а во-вторых, что такое десять треков среди тысяч?

Жизненный цикл релизов, или почему больше не стоит фокусировать рекламные кампании на Битпорте

В стриминговых сервисах слушателям вперемешку предлагают слушать как новые, так и старые релизы, тем самым продлевая жизнь последних. Грубо говоря, если жизненный цикл релизов на Битпорте составлет несколько недель, то в стриминговых сервисах треки могут «работать» — то есть прослушиваться и приносить прибыль — даже спустя несколько лет. И это полностью «пассивно», то есть без внешней поддержки рекламными кампаниями, а органически за счёт алгоритмов самих сервисов. Мой альбом 2000 Years Ahead живое тому подтверждение.

Сколько я заработал на продажах альбома

В стриминговых сервисах треки могут приносить прибыль даже спустя несколько лет

Я не знаю, что будет с музыкальным рынком через десять или двадцать лет, но та тенденция, которая идёт последние несколько лет, выглядит обнадёживающей: наконец-то становится и удобно слушателям, и доходно артистам.

Рейв подкаст теперь и на Ютубе

Если вам нравится включать миксы с Ютуба на телевизоре в гостиной, то это для вас. Особенно зацените интерактивный треклист с обложками и анимацией:

В общем, приглашаю посмотреть и заодно подписаться на мой Ютуб-канал. Со временем ретроспективно добавлю и прошлые выпуски подкаста в таком же виде тоже.

Флеминг про жанры и энергию микса

Джон Флеминг дал интервью Ютуб-каналу Finish More Music, а я выписал себе некоторые интересные части оттуда. Текст оставил на английском, потому что лень переводить.

Про уход от жанров

What I’ve learned recently is to step away from genres because if you get tied up in a genre, there’s a thing that you had to be part of it. Stepping away from any genre gives you more freedom and it allows you to venture into different [musical] worlds and not being tarnished from the Internet people, like I was associated with Trance, for example. They expect me to play Trance but where Trance was originally in the underground world it’s very mainstream now and then you just letting Trance people down because I think I’m playing Trance and they call it something else. It just adds these layers and layers of confusion. So step away from it, people accept it plus they’re discovering new music by accident, so it opens you up to more audiences.

Про ренейминг Global Trance Grooves в JOOF Radio

My old show was called Global Trance Grooves, I think it was 17 years old when I let it go. I should’ve let it go years before but I wanted to get Edition 200, it was so special to me. And it was like this switch from when the name change, the next month we saw the plays fly up, we saw it on DI.FM, on Soundcloud, Insomniac Radio came in straight away and took it on board which is a really big deal.

Go and ask 16-year old kids, what is Trance to them. Even if you click through the Beatport 100 top-selling Trance tracks, that’s their introduction to Trance music and it’s predominately very powerful, uplifting, vocal, big arpeggiators, 138 BPM and it’s that sound, whereas I remember and you probably remember Trance for something completely different years ago. So by letting go off that, this is a generational shift, the sound evolved to what this sound is now, a big euphoric main room festival sound. Whereas Progressive House for example reminds me what Trance used to be, the Progressive Trance great days, Hooj Choons, Platipus, that stuff. So having the word ‘Trance’ was confusing. The old generation got it, singing appraisers for me ‘Yay John’s hanging onto that true spirit’, but the next generation would confuse, so I was losing the next generation. They’d see the word ‘Trance’ in a radio show and not even click through it just presuming it’ll be that vocal epic kind of sound. So just that simple realignment, getting rid of that genre tag, it just opened the doors.

Про энергию микса

Some of the DJs just want to start off with an impact, but if the energy is up here an hour or half an hour in, where do you go from there? You’re already there, so then it seems to go flat. If you’ve just been punch-punch-punch for an hour, that impact of that high energy does wear off. That’s why to me it’s like a journey, like watching a movie: if there’s a massive manic car chase scene with gunshots and everything going for an hour, you just lose interest in the film. It has to be broken up, so when the chase comes you’re like ‘Wow, I wasn’t expecting that!’, so you’ve impacted with the energy again.

Клёво, как слова Джона коррелируют с моим советом «Когда повышать и понимать энергию микса»

Ну и там ещё всякое полезное про студийные сессии и индустрию, посмотрите.

Читайте также конспект стрима: Джон Флеминг и Тим Пеннер отвечают на вопросы.

Рейв подкаст 115

Июль 2020

Июльский Рейв подкаст уже доступен для прослушивания. Хороший выпуск получился, послушайте.

00:00 ID — ID JOOF Aura
04:53 ID — ID JOOF Aura
08:44 Subtara — Atomic Energy (Original Mix) Forescape Digital
12:50 Cirez D — The Raid (Original Mix) Mouseville
16:25 Citizen Kain — The Elephant (Cosmic Boys Remix) BluFin
19:40 Carlos Manaca — Something Bad (Remastered) Transmit Recordings
24:29 Ben Tax — Here Now (Original Mix) mTechno Records
27:17 Barber, James Trystan — Fever (Original Mix) Ballroom Records
30:19 Ian O’Donovan — Astra (Original Mix) When We Dip XYZ
34:22 DJ Chus, Pablo Ceballos, Richie Santana — Low Frequencies (Drunken Kong Remix) Stereo Productions
38:43 Gallago — Astral Plain (Original Mix) 10 Steps North
44:46 Andrea Signore — Wonder (Original Mix) I Am Different
50:17 Chris Veron — Rising Panel (Original Mix) Prospekt Records
54:02 Dylhen, Paul Thomas — Unite (Extended Mix) FSOE UV
56:20 R3cycle, Sauze — Sick! (Original Mix) Sol Music

Угадай стиль музыки

Зацените, какой прекрасный сайт: dancemusic.wtf.

Суть игры проста: почти как «угадай мелодию», только вместо мелодий — музыкальные стили. Чем быстрее отгадываешь, тем больше очков. Не угадал — минус одно из десяти «сердечек». По словам автора, игра включает более пятисот треков из 57 подстилей электронной музыки.

Разумеется, не стоит принимать названия стилей за абсолют: то, что для вас Progressive Trance, для автора сайта запросто может называться Classic Trance, например. Если закрыть на это глаза, то играть довольно весело. Попробуйте.

У меня пока рекорд 131309 очков. Напишите, сколько получилось у вас :-)

Спасибо Даше Шляпниковой за находку.

P.S. Новый рекорд: 204485.

В интернете уже всё есть

Часто наблюдаю, как люди боятся каких-то начинаний, аргументируя это такой фразой: «В интернете уже всё есть».

В жизни подобные диалоги выглядят примерно так:

  • Ого, ты сколько всего знаешь на эту тему! Тебе бы блог вести!
  • Да что там мой блог, в инете это всё уже давно есть

Или ссылаются на кого-то одного, якобы полностью захватившего тему:

  • Классный видос! На Ютуб зальёшь?
  • А толку! Вон там есть один ютубер с тремястами тысячами подписчиков, он уже про это рассказал всё

Или подчеркивают, что бывает ещё и бесплатно:

  • Тут Ваня курс запустил, видел?
  • Да всё, чему он учит, уже есть в интернете и бесплатно

Разумеется, это всё полный вздор.

В интернете действительно очень много информации, и то, что вы собираетесь сделать, с большой вероятностью уже кто-то сделал до вас. Но из этого совсем не следует, что не стоит даже пытаться создавать что-то своё, если вы этого хотите.

Мы живём в такое время, когда важен не столько сам контент, сколько его курирование. Не знания в чистом виде, а выстроенная система с понятной подачей; «готовый продукт», если говорить языком маркетологов.

Это как сравнивать десятки тысяч новых треков, еженедельно поступающих на Битпорт, и диджейские подкасты. Если следовать логике «в интернете-уже-всё-есть», то тогда диджеям нет смысла выкладывать свои миксы и подкасты, ведь треки по отдельности уже есть в интернете. Но смысл, конечно же, есть: перелопатить тысячи треков в поисках тех самых редких самоцветов и собрать из них осмысленное повествование в виде часового микса, «упаковать в продукт» — огромный труд.

Это же применимо к статьям, блогам, влогам, подкастам, курсам — практически любому контенту.

Хотите что-то делать — делайте. И пофиг, что в интернете это уже есть.

Специальный микс для Luminosity 2020

Мой гостевой микс для Люминосити в рамках их онлайн-ивента доступен на Саундклауде и здесь с полным треклистом:

00:00 Anton Maiko — Save Me (Original Mix) JOOF Aura
04:09 Phil Martyn — Come On (Kastis Torrau Remix) Perspectives Digital
08:33 Allan McLoud — Make It Possible (Original Mix) Bonzai
14:14 Into The Ether — Aurora (Grazze Extended Remix) Songspire Records
18:06 Dezza, Rolo Green — Sunburn (Original Mix) Anjunabeats
22:13 Joy Marquez — I Watching You (Rick Pier O’Neil Remix) 76 Recordings
26:21 Ettica — Athena’s Silence (Original Mix) JOOF Aura
30:56 Planisphere — Nothings Slave (Original Acieed Mix) Green Martian
33:59 Dousk — Acrobatics (Original Mix) Mashtronic
39:25 Stiv Hey — Memories (Spektre Remix) Loose Records
43:19 Gabriel D’Or & Bordoy — Zephyros (Original Mix) Alleanza Records
47:21 Cory Goldsmith — Office Face (Original Mix) Blue Monkey Records
52:08 Dido, R Plus — Those Were The Days (Cristoph Remix) Loaded Records
55:10 Rodg — Want Love (Extended Mix) Statement Records

Онлайн-ивент «Люминосити» завтра

Несмотря на то, что фестиваль «Люминосити» перенесён на следующий год, организаторы решили порадовать фанов и провести онлайн-ивент с трансляцией миксов от артистов лайнапа.

Я тоже принял участие в этом событии и по такому случаю записал специальный часовой микс.

Постоянные слушатели знают, что обычно в моих сетах преобладает довольно дарковый саунд, но здесь я сделал исключение: захотелось чего-то более мелодичного и лёгкого, чтобы отразить позитивный вайб фестиваля. Получился красивый, летний секси-микс. Включайте завтра, в четверг, в 17:00 по московскому времени.

Также хочу обратить ваше внимание на 13:00 в воскресенье — будет играть Slam Duck. Артист, который должен был выступить на нашем апрельском ивенте, и один из двух единственных русских артистов в лайнапе «Люминосити». Послушайте его сет тоже, рекомендую.

Основы ритмической структуры

Расскажи что-нибудь о ритмической структуре. Я только начинаю заниматься музыкой и учусь ритму, в частности, в пситрансе. Как правильно расставлять ударные? А лиды? Можешь дать несколько советов?

Себастьян Говард

Себастьян, лучший совет, который я могу дать, это слушать много музыки. Слушай внимательно, как другие артисты делают всё это. Причём, полезно учиться не только в том же жанре, в котором сам пишешь музыку, но и в других.

А также советую:

  • Заполнить пробелы
  • Использовать ритмические рисунки
  • Следить за «дыханием»

Пройдёмся по каждому из этих пунктов.

Заполнить пробелы

В большинстве жанров электронной танцевальной музыки используется прямая бочка, то есть бочка звучит на каждую долю:

Это — основа. А дальше я начинаю заполнять пробелы. Самые очевидные пробелы находятся между каждым ударом бочки, так называемый оффбит. Обычно оффбит — место для хай-хейтов или шейкеров.

Здесь я буду использовать Drum Rack в Ableton, а не отдельные сэмплеры, как обычно, чтобы все MIDI-ноты были наглядно видны в одном клипе

Вот, как они выглядят и звучат вместе:

Всё ещё полно места. Теперь добавлю закрытые хэты по шестнадцатым и короткий клэп в роли бэкбита — классический приём акцента на втором и четвёртом бите, то есть ударе бочки:

Пока что всё неплохо, но не хватает какого-то индикатора, который отмечал бы начало лупа. Для решения этой задачи добавлю крэш в качестве временной метки. Обычно в живой музыке крэшем отмечают начало новой секции, припева или куплета, в то время как электронной музыке крэш ставят каждые 16 или 32 такта.

Также я продлю луп с одного до четырёх баров, чтобы было больше места, а ещё добавлю том-том в конце первого бара и клэп в конце второго и четвёртого бара:

Теперь хочется поставить что-нибудь в первую половину каждого бара, возможно, мид-рейндж том-том. И ещё нужно подчеркнуть бэкбит, так как я использовал довольно короткий клэп вместо снэйра, поэтому воткну дополнительный клэп сверху:

Вот, уже неплохо. Теперь ещё добавлю мои любимые райды:

А теперь накидаю на скорую руку короткую аранжировку, чтобы было понятно, как этот грув сочетается с басом и другими элементами:

Использовать ритмические рисунки

Только ли ударные задают треку ритмическую структуру? Ответ — нет. Практически любой звук, мелодия, голос, сэмпл или эффект могут добавлять треку ритма. Главное следить, чтобы вместе они образовывали понятный ритмический рисунок.

Например, вот трек, чей ритмический рисунок задаётся мелодиями. Причём, обратите внимание, как этот рисунок меняется: сначала мелодия идёт «пам-пам—пам-пам—пам-пам—пам-пам», потом переход, а затем вступает новый лид с ритмическим рисунком «ту—ту-ту—ту-ту—ту»:

Или вот ещё один пример, как мелодия и партия баса образуют ритмическую синергию:

Теперь другой пример: ритмический акцент на бэкбите, то есть усиление слабой доли, с помощью голосового сэмпла поверх клэпа или снэйра:

К слову о ритме с помощью сэмплов, в треке Genesis я использовал гейт-эффект на вокале, чтобы создать более драйвовое ощущение в дропе:

Ещё пример: ритмический акцент на офбите, но не сплошной, а только между первым и вторым и третьим и четвёртым ударами бочки:

А в психоделик-трансе, например, часто делают то, что я называю «диалогом» звуков:

Следить за «дыханием»

Иметь пустое пространство в треке не менее важно, чем заполненное. Мой совет в начале о заполнении пробелов не означает, что нужно заполнять все пробелы.

Хороший трек должен «дышать». Пустое и заполненное пространство в треке это как вдох и выдох, как инь и ян, как Том и Джерри — такие разные, но необходимые друг другу.

Вот несколько примеров, как элементы в треке «дышат», образуя вместе классный грув:

Вообще умение замечать подобные штуки в окружающем мире весьма полезно, про это ещё как-нибудь напишу.

Ранее Ctrl + ↓
© Даниил Соколовский, 2025
Движок — Эгея