А также как по RSS подписываться на блоги, издания и страницы в соцсетях.
Чтобы читать интересные блоги и страницы в интернете, я использую штуку под названием RSS. Так сложилось, что об РСС мало кто знает, поэтому расскажу, что это такое и как этим пользоваться.
Проблема подписок
Обычно бывает так. Когда открываешь для себя какого-то интересного человека или бренд, то хочется на него подписаться. Например, находишь и фолловишь страницу музыканта в Инстаграме или другой соцсети. Тебе интересен человек, и ты подписываешься на его страницу, чтобы получать от него новый контент. Вроде логично.
Проблема в том, что алгоритмические ленты соцсетей плохо справляются с тем, чтобы показывать контент авторов, на которых подписываешься. Если быть точным, у них нет такой задачи вовсе.
Предположим, вы подписались в Фейсбуке на страницу интересного вам человека, но этот человек редко там что-то постит — раз в месяц или даже в три. А если у страницы мало постов и её посты собирают мало «лайков», то алгоритм соцсетей считает такую страницу «неинтересной» и может вовсе не показать её новый пост в у вас в ленте. Это известно всем, кто пробовал вести свои страницы в соцсетях. По моему опыту, в среднем, посты в соцсетях показываются лишь 10–15% подписчиков страницы.
Вдобавок, как только заходишь в любую соцсеть, на тебя со всех сторон нападают уведомления, баннеры, репосты от каких-то неизвестных фрэндов, реклама и котики. То есть, даже если попытаться открыть Инстаграм или Фейсбук ради чего-то полезного, то неизбежно сталкиваешься с кучей ненужной информацией, которую никто не просил. (Конечно, если цель — просто убить время, то соцсети с этим справляются отлично, но это разговор уже для совсем другой темы.)
Помимо соцетей ещё бывают периодические издания, блоги и прочие сайты. Например, в посте о пользе ведения блога я как раз советовал вести блоги на собственном домене. Но возникает вопрос: а как читать контент, разрозненный на десятках различных сайтах? Обычно же в соцсетях люди и фолловят страницы для того, чтобы читать все посты в одном приложении. К тому же, у большинства людей и даже брендов нет своих отдельных блогов, поэтому кроме как в соцсетях их и негде фолловить. Как быть?
Тут-то и пришло время подробнее рассказать про РСС.
Что такое РСС
РСС (от англ. RSS — Really Simple Syndication) — это способ подписки на любой обновляемый контент. По РСС можно подписываться на всё, у чего есть так называемая новостная лента (feed): блоги, страницы в соцсетях и даже сервисы, как Саундклауд или Ютуб.
Важно понимать, что РСС это не какое-то конкретное приложение, а открытая технология. Как электронная почта, например. РСС существует уже несколько десятков лет, и тем удивительней, что так мало людей о нём знают.
Как пользоваться РСС
Чтобы подписываться и читать контент по РСС, нужна специальная программа — «читалка», ещё по-другому её называют РСС-ридер (RSS reeder). Типа как для веб-сёрфинга мы пользуемся браузерами Сафари или Хром, также и для чтения контента по РСС нужна своя программа.
Я пользуюсь программой Reeder 5. Вот, как она выглядит:
РСС-ридер “Reeder 5” на макОС
Если у вас Мак, то очень рекомендую именно эту читалку: она прекрасно выглядит, замечательно работает и быстро синхронизируется между девайсами через Айклауд.
Если у вас Виндоус, то посмотрите сервис Feedly. Он работает прямо в браузере, как Gmail для почты. Feedly не такой клёвый, как программа Reeder, но для Винды ничего лучше нет, насколько мне известно.
Чтобы добавить кого-то в свою читалку, я нажимаю сверху слева на «плюсик» (на самом деле жму шорткат ⌘+N, конечно же) и вставляю адрес страницы. Таким образом я как бы формирую свою персональную новостную ленту из тех авторов, которые мне интересны, даже если один — в Инстаграме, второй — во «Вконтакте», а третий — вообще новостной сайт, к примеру.
Главная фишка РСС
В РСС-ридере можно группировать авторов по папкам, отмечать посты непрочитанным, добавлять их в избранное. Ещё в РСС нет назойливой рекламы, репостов и прочего информационного мусора. Это всё классно, но не главное.
А главное то, что контент ждёт читателя, а не требует его внимания здесь и сейчас. В соцсетях ведь как: не заходил туда день-два — всё, считай, посты уже «утонули» в ленте. У многих из-за этого развивается так называемый синдром упущенной выгоды — навязчивая боязнь пропустить что-то интересное, провоцируемая просмотром соцсетей.
В РСС же посты тебя всегда ждут независимо от всяких алгоритмов, и именно в том хронологическом порядке, в котором авторы их публиковали. Понятно, что если целый месяц жить в лесу не открывать РСС-читалку, то постов может накопиться много. Ну, и ничего страшного — пусть подождут. Тем приятней их потом читать.
В РСС контент ждёт читателя, а не требует его внимания здесь и сейчас
Я даже заметил у себя такое: после того, как я практически перестал бездумно проводить часы пользоваться соцсетями, а вместо этого начал очень выборочно подписываться на интересных мне авторов по РСС, то стал намного лучше себя чувствовать. Меньше тревожности, меньше прокрастинации. Больше контроля, больше пользы. Не гарантирую, что у вас будет также, но у меня вот так.
Как подписываться по РСС на страницы в соцсетях
Для подписки на РСС достаточно вставить в читалку адрес страницы, как я и писал выше. Но на самом деле «под капотом» всё немного хитрее: чтобы сайт добавился в РСС-читалку, у него должен быть специальный файл со специальным форматированием, в котором как раз и собираются все новые посты. Этот файл называется фид. У большинства новостных сайтов и блогов такой файл есть.
Обычно это знать не нужно, потому что читалки сами находят этот файл на сайте. Например, если вы вставите в читалку адрес моего блога, dsokolovskiy.ru/blog/, то программа тихонько поищет у меня ссылку на фид и на самом деле подпишется на dsokolovskiy.ru/blog/rss/, потому что это адрес фида моего блога. Вероятно, вы даже не заметите подобную техническую деталь, потому что, повторюсь, обычно такое знание ни к чему.
Однако с соцсетями всё немного по-другому. Если вы вставите в читалку ссылку на профиль, например, Инстаграма, то читалка скорее всего выдаст вам ошибку: «Извините, по этому адресу нет фида». Соцсети всё делают для удержания аудитории внутри своих платформ, чтобы показывать людям больше рекламы, и попросту не генерируют фиды для страниц пользователей. Соцсетям просто невыгодно, чтобы вы читали их посты в удобное для вас время и в удобной РСС-читалке, минуя рекламные объявления и уведомления о новых лайках друзей ваших друзей.
К счастью, есть сервисы RSS Bridge и RSS.app, которые как раз и превращают контент из сторонних сервисов в фид, понимаемый читалками. То, что нужно! Работает для Инстаграма, Телеграма, Миксклауда и многих других сайтов, которые не хотят отдавать фиды сами. Пользуюсь ими давно, рекомендую.
Бонус: на кого подписаться
В разное время в моей РСС-читалке было от нескольких десятков до нескольких сотен авторов. Периодически от кого-то я отписываюсь, кого-то добавляю. Это такой живой, непрерывный процесс. Если же вы только начали или решили попробовать пользоваться РСС, то вот несколько изданий и людей, на которые я рекомендую подписаться:
DJ TechTools — диджейское издание и коммьюнити. Пишут об оборудовании, программах, артистах и новостях индустрии без «желтизны».
Sound On Sound: Recording & Mixing — подкаст о записи и сведении музыки от одного из старейших музыкальных изданий. Рассказывают как делать транзиенты, в каком порядке ставить цепочку обработки эффектов, как использовать динамическую эквализацию и прочие тонкости.
Concept Art World — шоукейс цифровых художников и концептуального искусства. Выкладывают иллюстрации потрясающей красоты. Половина написанных мною треков вдохновлены этими работами.
Джон 00 Флеминг — диджей и музыкант, владелец лейбла JOOF Recordings, на котором я помогаю ему с A&R. Помимо анонса гастролей, новых релизов и прочего типичного контента артистов, Джон один из немногих, кто интересно рассказывает закулисные подробности диджейской карьеры и взгляд на индустрию. У него можно многому научиться, если захотеть.
Посты в блоге про Джона Флеминга
Михаил Мазунов — менеджер артистов, специалист по цифровой дистрибуции. Пишет о музыкальной индустрии, продвижении, авторских правах.
Саша Агроном — основатель концертного агентства Forest Booking, привозил в Москву артистов Carbon Based Lifeforms и Solar Fields. Иногда рассказывает любопытные детали из жизни букинг-агентства с реальными цифрами.
Илья Бирман — дизайнер, диджей, автор движка блога «Эгея», на котором работает мой блог. Пишет о дизайне продуктов и транспортных схем, музыке, философии, жизни и о чём только ещё не пишет.
Максим Ильяхов — редактор, автор сервиса «Главред» и книги «Пиши, сокращай». Пишет о клиентском сервисе, инфо-бизнесе, русском языке.
Джейсон Фрид — предприниматель, со-автор сервисов Basecamp, Hey и книг Rework и Remote. Интересный взгляд на бизнес, управление, маркетинг и пиар.
Rework. Конспект книги
Зелёный Кот — популяризатор космической темы. Пишет и рассуждает о о запусках ракет и спутников, исследованиях, космонавтах, инженерах.
Ну, и на мой блог тоже подпишитесь, конечно.
Если вы знаете классных авторов — напишите в комментариях, тоже с удовольствием на них подпишусь.