Блог

О профессии диджея, музыкальной индустрии, профессиональном росте, личном опыте и жизни

Позднее Ctrl + ↑

Про ушедшие диски

О, что нашел. Эта фотка интересна не моей мордой и даже не СД-проигрывателями «Стэнтон» (Стэнтон, Карл!), а моей папкой с дисками.

Это ж все диски надо было самому «запечь», и каждому диску еще сделать обложку: впечатать названия и темп в шаблон в Фотошопе, распечатать, разрезать, вставить в папку. Офигеть, конечно, заморочка. Как хорошо, что диски быстро ушли с рынка. Это к теме организации музыкальной коллекции, о которой вчера писал.

Фото сделано шесть в половиной лет назад, в сентябре 2011 года. За кадр спасибо Алексею Дружинину.

Рекомендации и жанры

Илья Бирман пишет:

«Рекомендации в Эпл-музыке — полная хрень. Достаточно сказать, что у них есть жанр музыки „электронная“. Чтобы было понятно, какое-то это безумие, представьте жанр музыки „неэлектронная“. Ты слушаешь Битлз, а тебе говорят: „Возможно, вам также понравится Децл“. Тот же жанр как раз!»

Илья дело говорит. Но проблема не только в Эпл-музыке, а во всех популярных музыкальных сервисах и магазинах. Даже в продвинутых площадках для диджеев, где есть разделение на хаус, техно, транс, бэйс и другие основные жанры электронной музыки, все равно ни хрена не найти.

Вот, посмотрите мой «Пситранс-гайд», например. Послушайте, как кардинально различаются между собой стили даже внутри одного жанра. И в других жанрах тоже самое. И каждую неделю выходит примерно по паре тысяч новинок с условным тегом «House», где просто свалено всё в одну адскую кучу.

В частности, это еще одна причина, почему музыкантам важны рекорд-лейблы и диджеи: благодаря им, слушателям становится хоть немного проще найти что-то дельное среди этого хаоса. Когда контента так много, его кураторство становится ценнее всего.

Чем занимаются рекорд-лейблы

Откуда брать музыку, чтобы недорого пополнять DJ-коллекцию

Ты писал, что у тебя в коллекции порядка 11 тысяч треков. Если считать по расценкам битпорта, получается больше 15 тыщ баксов. А существуют ли более экономичные способы пополнять свою муз.коллекцию? В рамках псайтранса. А то мне стало очень неприятно, что большая часть музыки по старой рунетовской традиции у меня того-с (хотя новую я несколько лет покупаю). Но как представлю, в какую сумму встанет легализация всей коллекции…

Никита Семенов

Действительно, покупать музыку — дорого. Тем более на Битпорте и по текущему курсу. В первые две недели релиза треки стоят по $3.24 — немало для российских диджеев, особенно для кого это хобби.

Расскажу о четырёх основных источниках, откуда беру музыку я.

Лейблы

За последние пять лет мне повезло поработать с достаточным количеством уважаемых рекорд-лейблов: Digital Om Productions, Iono Music, JOOF Recordings, Perfecto Fluoro, Ovnimoon Records, Yellow Sunshine Explosion — некоторые из них. И так в процессе переговоров получилось, что я получил полный доступ к каталогу релизов этих лейблов. Это основной источник пополнения моей коллекции.

Артисты

По роду деятельности я общаюсь с другими музыкантами и, как правило, они охотно делятся своими новыми треками: сыграть в радио шоу или потестить на танцполе. Так набирается еще примерно треков десять в месяц.

Промо-пулы

Промо-пулы — это рассылки лейблов по диджеям в обмен на фидбэк. Не знаю, как мой почтовый адрес оказывается в половине таких рассылок, но я их получаю штук по пятьдесят в месяц. В большинстве случаев это что-то неформатное, но бывает и годнота.

Магазины

Наконец, если выходит клёвый релиз, но у меня нет прямого контакта ни с артистом, ни с лейблом, я его покупаю в магазине. На этом моменте сделаю небольшое отступление и поясню, что в моей коллекции не только пситранс. Там и прогрессив хаус, и техно, и чиллаут, и даже драм-эн-бэйс — всё это я с удовольствием слушаю дома, но, разумеется, не использую в диджейских сетах.

Так вот, недостающие для сетов «рабочие» треки я покупаю на Битпорте, а всё остальное «для домашнего прослушивания» качаю в Айтюнсе — там ниже качество и релизы выходят позже, но за цену в десять раз меньше меня это устраивает.

Собственно, вот. Трачу я совсем немного, потому что львиную долю новой музыки получаю бесплатно.

Совет: начни вести радиошоу или подкаст. Со временем музыканты и лейблы заметят, что ты играешь их треки, и будут сами охотно делиться новинками. Это не точно, но так сработало в моём случае.

Присылайте ваши вопросы тоже.

Сколько музыканты зарабатывают за выступление

Патрик Чен рассказывает про гонорары артистов в интервью Бум-Фестивалю

Привет! Ты писал, что у музыкантов основной доход не с продажи музыки, а с выступлений. А сколько музыканты зарабатывают за одно выступление? Можешь озвучить если не свои, то хотя бы средние по рынку цифры?

Тритон

Тритон, гонорар артиста за выступление — это результат переговоров с конкретным организатором на конкретное мероприятие. Среднее по рынку — абстракция.

Тем ни менее, есть некая корреляция между гонораром артиста и размером его аудитории, популярностью музыкального стиля и страной.

Например, если музыкант пишет Гоа-транс и выступает в России, то скорее всего он играет только на небольших приватных мероприятиях за весьма скудный гонорар или вообще бесплатно. А если другой музыкант пишет модный хаус с вокалом, и зовут его Кельвин Харрис, то его выступление может стоить и $500.000 (источник: Forbes, 2016).

Если обобщить, то чем больше людей готовы прийти на выступление артиста, тем выше его гонорар. На вас приходит пятьдесят человек — одна цифра, собираете стадион — другая. Простая экономическая целесообразность для организаторов. Именно поэтому в другом совете я писал, что аудитория — главный актив музыканта. При этом повторюсь, что гонорар зависит от конкретных переговоров.

Вы правы, я не могу озвучить цифры из своих контрактов — вопрос профессиональной этики. Но если вам хочется хоть каких-то цифр, предлагаю обратиться к открытым источникам.

Например, вот интервью Бум-Фестиваля с Патриком Ченом (Patrick Chen) из FM Booking — одного из крупнейших букинг-агентств в пситранс-сцене. Вот что он говорит про деньги, послушайте на 2:18:

«In Psy scene, per an artist, DJ, or producer, the average price rate is about €2000 per gig. Nevertheless, prices can oscillate hugely. […] Price range can be from €500 up to €10 000 or €12 000, it all depends on the artist popularity. The most popular countries in Psy scene at this moment are Switzerland, France, Australia, Germany, Portugal, Israel.»

The average price rate is about €2000 per gig

Интервью вышло в 2015 году, и по моему опыту и наблюдениям эти цифры похожи на правду. Думаю, в других стилях андеграундной электронной музыки примерно похожая картина.

Присылайте ваши вопросы тоже.

P.S. Почитайте, что пишет Максим Ильяхов про рынок, расценки и справедливую цену. Максим — коммерческий редактор, но если заменить в его посте слово «редактор» на «музыкант», то по смыслу ничего не изменится.

Как представляться?

Типичное знакомство с человеком, особенно старшего возраста:

— Даниил, а чем вы занимаетесь?
— Я музыкант. Пишу музыку и выступаю.
— Ух ты, а на каких инструментах играете?
— Ээ… особо не на каких, клавиши чуть-чуть. Я электронную музыку пишу. На компьютере.
— Аа! Это диджей, типа?
— Да, типа того.
— Ой, а вы знаете, у моего знакомого есть ресторан (скоро свадьба), ему как раз нужен диджей…
— [Эта неловкая пауза]

Не знаю, у кого как, а у меня так постоянно.

Вот серьёзно: как представляться? В английском просто: говоришь I’m a music producer, и тебя понимают. А по-русски как?

«Электронный музыкант» — лажа какая-то, музыкант-то не электронный, а живой. Просто «продюсер» — тоже не совсем то, потому что в шоу-бизнесе этот термин означает совсем другую профессию, и у многих первая ассоциация именно с ней. «Мьюзик продюсер» или «музыкальный производитель» — жесть, и главное, что все равно ведь не поймут. А как еще?

Напишите, как вы представляетесь вы.

Механизм гоуст-продакшена и музыки для игр и рекламы

Вы пишете, что зарабатывать на музыке можно через гоуст-продакшн, написания музыки для кино, игр, рекламы. Каков механизм: ты просто ищешь электронную почту интересующих тебя людей и шлешь им трек или нужно предпринять еще какие-то действия, чтобы повысить свои шансы? Это должно быть что-то готовое из прошлых твоих работ или можно присылать сырые идеи, которые могут заинтересовать?

Станислав Михайлович

Станислав, хотя формально гоуст-продакшн и музыку для кино, игр и рекламы можно отнести к общей категории «музыка на заказ», механизм их работы сильно различается. Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно сперва понять кто заказчик и как он ищет исполнителя.

Справедливости ради отмечу, что сам я не занимался ни написанием музыки для игры и кино, ни гоуст продакшеном, хотя и получал предложения и по одному, и по второму. Всё, что мне известно, я знаю преимущественно от коллег по цеху.

Начнём с гоуст-продакшена. Сам термин «гоуст» (англ. ghost — призрак) весьма недвусмысленно показывает роль такого музыканта. Его задача — писать музыку для  другого артиста, но при этом оставаться «призраком»: его имя не фигурирует ни как автора, ни со-автора; вообще нигде.

Обращаются к гоуст-продюсерам, как правило, уже состоявшиеся артисты. Доподлинно неизвестно, кто пользуется услугами гоуст-продюсеров, но по слухам это почти все «топы»: условно, от какой-нибудь Бейонсе в поп-музыке до Тиесто в электронной.

Как вы понимаете, тема щепетильная: фанатам было бы неприятно узнать, что музыку их любимого кумира пишет вовсе не он сам, а какой-нибудь студент у себя дома. Поэтому артисты предпочитают работать с гоуст-продюсерам только по NDA (англ. non-disclosure agreement — соглашение о неразглашении).

Отвечая на ваш вопрос, каков механизм: скорее заказчик найдет вас, чем вы его. Думаю, личное знакомство или авторитетная рекомендация здесь играет бóльшую роль, чем всё остальное. Контракт-контрактом, но репутация дороже.

Теперь про музыку для кино, игр, рекламы. Здесь всё одновременно проще и сложнее. Проще — потому что нет строгой конфиденциальности и можно открыто заявлять о своих услугах. Сложнее — потому что найти клиентов всё также непросто и всё также важны рекомендации, но при этом выше конкуренция.

То, о чём вы пишете — «просто ищешь электронную почту интересующих тебя людей и шлешь им трек» — на языке бизнеса называется холодной продажей. Такая техника имеет репутацию низкоэффективной, а у некоторых вообще ассоциируется со спамом.

Вместо этого я бы посоветовал сделать две вещи.

Первое — собрать портфолио. Неважно, если ваши работы окажутся выдуманными, а не сделанные для прошлых клиентов. Главное покажите, что умеете, чтобы потенциальные клиенты понимали, за какими услугами к вам можно обращаться: вот эмбиент для вдумчивой атмосферной игры, вот спецэффекты для триллера, вот что-то бодрое для рекламы.

Второе — делиться знаниями. Рассказывайте о тонкостях профессии, как вы создаёте звуки, как пишете музыку, как работаете. Таким образом вы создадите репутацию эксперта и поможете потенциальным клиентам принять решение обращаться именно к вам.

К слову, последнее справедливо практических для любых специалистов и малых предпринимателей: программистов, редакторов, дизайнеров, кондитеров, флористов, визажистов, врачей, учителей. В этом смысле музыкант, пишущий на заказ, мало чем от них отличается.

Присылайте ваши вопросы тоже.

«Привет, как дела?»

Нет ничего неуважительней, чем писать незнакомому человеку «Привет, как дела?» и заканчивать на этом сообщение, как бы ожидая, что тот человек заинтересуется и сам вступит в разговор. Возможны еще вариации «Есть минутка?» или «Не отвлекаю?», но смысл тот же.

Вероятно, отправители подобных сообщений считают это вежливым началом диалога, но это никакая не вежливость, а неуважение к получателю и его времени. Очевидно ведь, что чужим людям плевать на ваши дела, они просто чего-то от вас хотят.

Пишите вежливо, но сразу переходите к делу.

Новый сингл скоро на Iono Music

Закончил новый трек, довольно нетипичный получился — как для меня, так и для жанра в целом. Подробней о треке расскажу позже (он аж на девять минут получился, там много фишечек), а пока что послушайте короткий видео-тизер из студии:

Работа выйдет второго февраля на лейбле Iono Music.

Лейдбэк Люк о продаже музыки

Лейдбэк Люк. Кадр из его видеоблога

Это прекрасно. Вчера Laidback Luke опубликовал новый выпуск видеоблога, в котором рассказал о нелегальном скачивании треков с СаундКлауда. В частности, на 11:55 он добавил:

«Я начал этот выпуск с рассказа о том, что я владею собственным рекорд-лейблом и даже издательской компанией, так зачем же тогда я советую нелегально качать треки с СаундКлауда? Тут вы должны понять, что музыка — это продвижение артиста. Все равно доход с продаж уже не тот, как в былые дни. Самое главное, что музыка позволяет распространять ваше имя, потому что деньги в основном в выступлениях.»

Музыка — это продвижение артиста. Деньги в основном в выступлениях

Это именно то, о чём я ранее писал в совете о продаже музыки. Если вам кажется, что я пишу какую-то фигню, то послушайте хотя бы Люка: он уже двадцать лет профессионально занимается музыкой, гастролирует по 10—20 раз в месяц и вообще крутой дядька. Лично у меня нет сомнений, что он чего-то не знает о заработке в музыкальной индустрии. Ну, и конечно приятно, что мои советы находят подтверждение у артистов такого уровня.

Кстати, посмотрите и другие выпуски видеоблога Люка, у него много полезной инфы и красивые съёмки гастрольной жизни.

Обучающий сайт Аблетона как инструмент продаж

Обучающий сайт Learning Music

Если еще не видели, зацените обучающий сайт Аблетона по основам музыки и ритма. Я так и не нашёл, как туда попасть с их основного сайта, поэтому держите сразу прямую ссылку: learningmusic.ableton.com

Там прикольно сделаны всякие интерактивные штуки с ударными и лупами. Даже если всё знаете, все равно просто потыкайте, клёво же. Ну, а если не знаете что такое «бэкбит» или «фор-он-зэ-флор», тогда ознакомьтесь тем более.

Но помимо того, что этот сайт прекрасен с образовательно-развлекательной точки зрения, у него есть еще одна крутая особенность: он помогает людям узнавать о продукте.

Это кажется настолько естественным, что мы даже не задумываемся об этом. А ведь если задуматься, то это, по сути, чистый маркетинг. Но маркетинг не в лоб, типа завешать весь интернет рекламой «купите наш продукт, мы лучшие!!111», а нежный такой:

делаешь полезный ресурс в свободном доступе
делишься знаниями
люди делятся ссылкой
больше людей узнаёт о продукте

Красота же! А всё почему? Ответ в одном слове: польза.

Разумеется, всё это применимо и к музыкантам. Я рассказывал об этом на мастер-классе, посмотрите.

Ранее Ctrl + ↓
© Даниил Соколовский, 2025
Движок — Эгея