Блог

О профессии диджея, музыкальной индустрии, профессиональном росте, личном опыте и жизни

Позднее Ctrl + ↑

Разбор трека: Horizon Down

Если вдруг надумаешь сделать фидбек, то вот моя работа, просто хотелось бы услышать все что плохо и как сделать лучше, и что хорошее, если такое есть.

Василий Васильев

Василий, у тебя получился очень хороший трек. Хороший настолько, что я его прослушал уже раз пять, и даже с удовольствием сыграл в радиошоу.

В треке выдержанный стиль, хорошая аранжировка и приятная мелодика, которая лично мне очень симпатизирует. Молодец!

Прокомментирую только пару мелких деталей, которые можно улучшить.

Во-первых, у тебя отстаёт бас. Сразу вспоминается сцена из фильма Whiplash («Одержимость»), где преподаватель в музыкальной консерватории спрашивает у студента, спешит ли он с ритмом или отстаёт.

«Are you rushing or dragging?», Whiplash (2014)

Это особенно заметно на 0:55—1:53, пока в треке не слишком много всего происходит. Но если незаметно на слух, то всегда можно посмотреть на вэйвформу:

Форма волны трека: видно, что бас идёт не по сетке

Есть особый ритмический рисунок, при котором такой «запоздалый» бас — нормально. Называется свинг. Но тогда и всю перкуссию нужно подстраивать под свинг. У тебя же запаздывает только бас, поэтому звучит как косяк.

Подозреваю, что проблема в задержке дорожки из-за плагинов. Даже если все миди-ноты выровнены в редакторе по сетке, сигнал немного сдвигается из-за эквалайзеров и прочих плагинов обработки. Лечится простым сдвигом дорожки в обратную сторону, либо специальным выравнивающим плагином — например, PHA-979.

Voxengo PHA-979

Теперь про сведение. В треке в нескольких местах есть «разгон» из малых барабанов (snare roll), который потихоньку раскрываются лоу-пас фильтром. Самый заметный на 1:37—1:51.

Так вот, у этих барабанов проблема в лишних низких частотах — они очень конфликтуют с бочкой и басом. Если дома это может быть не очень заметно, то на большом звуке будет просто месиво. Лечится опять же просто: срежь немного низ — скажем, до 300 Гц — а дальше уже раскрывай лоу-пас фильтром.

Проверяй лоу-энд

Ещё в треке слышится проблема с грувом, в частности, с закрытыми тарелками, которые начинаются с 2:19. Про такое говорят, что звучит слишком «в лицо» — то есть на переднем плане. Это нормально для главного лида, но сомнительно для тарелок.

Для начала щедро уменьши эти тарелки по громкости — децибела на 2-3 точно. Потом я бы попробовал немного сместить их частотый спектр из 5—6 кГц в сторону десяти и ваше — например, так:

Разумеется, у меня нет отдельной дорожки с тарелками, поэтому эквализация на мастере затронула много лишнего. Но если сделать такое аккуратненько только на тарелках, то в треке будет больше воздуха, а у лида — места.

Напоследок скажу про аранжировку. После кульминации на 6:01 в треке остаётся всего лишь 16 тактов, а этого недосточного для нормального сведения с другим треком. Я бы посоветовал добавить ещё как минимум 16 тактов, чтобы дать диджеям больше времени для манёвров.

Кьюбикс про маркетинг

Матиас Шперлих, также известный как диджей Cubixx и глава лейбла Iono Music, дал интервью журналу Mushroom Magazine, в котором поделился размышлениями о пситрансе и музыкальной индустрии.

Хочу перевести одну часть:

«Реальность такова, что людям, которые работают в музыкальной индустрии, нужно оплачивать их труд. Музыканты, промоутеры и владельцы лейблов не могут питаться воздухом. Маркетинг — это необходимый инструмент для распространения своего имени и вовлечения аудитории.»

Маркетинг — это необходимый инструмент для распространения своего имени и вовлечения аудитории

Это важно понимать всем сегодняшним музыкантам (и промоутерам тоже взять на заметку). Знаю, что многие музыканты думают «моя музыка говорит сама за себя, и вообще, маркетинг это для коммерции, а мы же трансеры, у нас тёплый ламповый андеграунд где всё делается из любви к искусству», и нифига не делают. Об этом ещё как-нибудь напишу подробнее.

Но Матиас знает: маркетинг — это необходимость. Без этого у артиста нет гастролей, а у промоутеров пустуют танцполы. Я уверен, что именно поэтому и сам Cubixx, и его лейбл Iono Music, имеют такой успех.

Тёмный Айтюнс

Наконец-то скоро появится то, чего я так долго ждал — тёмный интерфейс Айтюнса. Вообще, чувствую, привыкшим к полумраку диджеям и музыкантам дарк-мод всей системы придется по вкусу — это касается и почты, и заметок, и календаря, но больше всего именно Айтюнса:

Тёмный интерфейс Айтюнса в макОС «Мохаве». Фото: 9to5mac.com

А я пользуясь случаем напомню, что Айтюнс — лучшая программа для организации музыкальной коллекции. Кто не согласен, прочитайте мой совет о порядке в медиатеке.

Джон Флеминг и Тим Пеннер отвечают на вопросы

Конспект трансляции с ключевыми мыслями

Постер мероприятия

Два замечательных артиста, Джон 00 Флеминг и Тим Пеннер, провели живую трансляцию с ответами на вопросы. Получился насыщенный разговор с ценной информацией, которую полезно знать каждому музыканту.

Про Джона Флеминга

А чтобы к этой кладези знаний было проще возвращаться, я сделал небольшой но удобный конспект с ключевыми мыслями.

Предупреждаю: ниже — мой вольный перевод. Если вам интересно, что Джон и Тим говорили слово-в-слово, то посмотрите трансляцию целиком или прочитайте мой пост на английском (тем, кто владеет английским, советую именно так и сделать).

Про соцсети

Мне жаль новое поколение. Я часто встречаю очень талантливых музыкантов и диджеев, которые не могут построить карьеру просто потому что не знают как работать в соцсетях или не ведут их совсем. Мне грустно, потому что такие люди должны выступать на главных танцполах крупнейших фестивалей и иметь плодотворную карьеру, но у них ничего этого нет, потому что они не понимают важность соцсетей и не делают то, что должны.

Эйс Вентура про важность соцсетей

Раньше музыка стояла на первом месте: если ты был хорош как диджей, то всё складывалось хорошо. Теперь всё наоборот: если ты хорош в соцсетях, карьера пойдёт вверх независимо от музыки. Или даже так: сначалай сделай соцсети, потом беспокойся о музыке. Мне больно это говорить, но так дела обстоят сегодня.

если ты хорош в соцсетях, карьера пойдёт вверх независимо от музыки

Про организацию музыки

Я организую плейлисты в виде рабочих инструментов. Так как я никогда не планирую сеты заранее, я никогда не знаю, что буду играть, пока не встану за пульт. Но именно плейлисты помогают мне знать, где искать нужный материал: скажем, глубокий и мелодичный прогрессив, или мрачный и энергичный прогрессив, или транс, или пситранс.

Как я организовываю музыкальную коллекцию

У меня, наверное, около тридцати плейлистов, но главная фишка в знании самих треков. Важно глядя на одно лишь название понимать, что конкретно делает этот трек с танцполом как только ты его включишь.

Иногда я тайком подсматриваю на плейлисты других диджеев, например, когда они играют до или после меня и подключают флэшки к проигрывателям. И мне больно видеть, как у некоторых диджеев всего одна папка с названием этого эвента, и в ней всего лишь двенадцать отобранных треков, ещё и пронумерованных по порядку. Я бы никогда не смог так играть!

Когда ты только получаешь треки, ты не знаешь, как они отработают на танцполе, пока не попробуешь. Какой-то трек может «качать» дома, но в клубе он окажется вялым и скучным. Поэтому первом делом после выступления я выделю примерно час, чтобы пройтись по всем трекам, которые я играл, и добавляю к ним пометки — маленькие текстовые подсказки.

Что делает разогревающий сет хорошим

Джон Флеминг: Вкратце — всё то, что ты [обращается к Тиму] делаешь. Ты уважаешь человека, перед которым разгогреваешь, ты проделываешь свою «домашнюю работу». И это важный момент. Многие новички думают: «Ура, выступление! Это мой момент, мой шанс показать себя!» и играют сет хедлайнера вместо разогрева. Но всё, что такой новичок делает, это на самом деле расстраивает и хедлайнера, и промоутера.

Про разогревающих диджеев

Всмысл в том, чтобы спокойно встретить гостей. Советую приспустить уровни громкости на микшере: никто не любит входить в пустой громыщающий клуб, где не докричаться до бармена и не поговорить с друзьями.

Разогревайте медленно, но если видете, что люди уже собрались и стоят у стен вдоль танцпола — это тот момент, когда стоит поставить что-то поэнергичнее или просто знакомое и немного поднять громкость. Так люди потихоньку начнут собираться на танцполе.

Уважай хедлайнера, перед которым разогреваешь

Тим Пеннер: быть самым скромным артистом в клубе — непростая, но очень важная работа: ты задаёшь настроение для всей ночи. И ведь люди не дураки — они интуитивно чувствуют, хорошо ли диджей задаёт это настроение или нет.

Про написание музыки

Начинающие музыканты часто пытаются сделать то, что сеодня звучит клёво — самые хиты. Проходит какое-то время, они становятся более опытными и растут в продакшене, а потом выпускают те самые треки, которые им тогда нравились. В итоге сидишь, слушаешь треки этих новых ребят, и понимаешь что такое уже слышал года четыра назад. Звучание уже устарело.

Для меня поворотным и самым сложным моментом оказалось осознание того, что нужно оставаться верным себе и смотреть наперёд. То есть нужно выражать себя музыкально и развивать свои навыки, но в то же время не смотреть на тренды, стараясь их обойти стороной. Те артисты, которые не боятся пробовать новые решения, сегодня больше всего и выделяются.

Про баланс между жизнью и работой

Поиск баланса — это внутреняя битва, с которой сталкивается каждый артист даже независимо от гастролей. Вообще, сбалансировать жизнь тяжело: это может быть преградой на пути к успеху. У всех есть семья, супруг и просто вещи, на которые хочется потратить время.

Это могут быть гастроли, а может быть новый сезон «Игр престолов». И вам нужно найти такой баланс. Думаю, это главная причина, почему многие люди сдаются.

Ищи баланс, чтобы не сломаться

Про сведение

Сущестуют определённые непонимания того, что в итоге делает трек хорошим, в частности из-за терминов «сведение» и «мастеринг». Знаете как бывает, многие просто накидывают кучу звуков, а потом такие «ничего, мастеринг исправит». Это так не работает. Сведение начинается тогда, когда вы добавляете самый первый звук в треке. Тут важно понимать физическую природу звука и то, чего вы пытаетесь им достичь.

Один из трюков — задать себе вопрос «как заставить мой трек звучать полным». Многие просто загружают в Аблетон кучу звуков, типа чтобы трек казался полным, в то время как смысл написания хорошо звучащей музыки — дать каждому звуку своё собственное пространство.

Про знания

Многие музыканты хранят всё в секрете, но те кто следили за мной последние несколько лет знают, что я как открытая книга. И я уверен, что именно такая открытость, распространение знаний и помощь другим людям — лучший способ укрепить музыкальную индустрию.

Рубрика советов

Мы же хотим оставаться на плаву, и чтобы весь этот жанр и наша страсть к нему жили долго. Именно поэтому нужно помогать молодым артистам преодолевать препятствия, чтобы в будущем они также могли вносить свой вклад в индустрию.

распространение знаний и помощь другим людям — лучший способ укрепить музыкальную индустрию

Эпл-Мьюзик для артистов

Получил доступ к закрытой бета-версии Эпл-Мьюзика для артистов:

Дэшборд артиста

Почему-то ожидал, что внутри будет глубокая аналитика или ну хоть что-нибудь интересное, а там оказались всего несколько стандартных метрик и, собственно, всё. Даже у Саундклауда это всё уже давно есть, а заодно там же и прослушиваний в десятки раз больше.

Не знаю, изменится ли что-нибудь с релизом финальной версии, но пока что печаль.

Тридцать — лучше

Часто слышу, как сверстники жалуются на свои года — дескать, «в тридцать уже не то, вот то ли дело было в двадцать». Я задумался, почему так происходит, и хочу поделиться мыслями. Пока они немного сумбурные, поэтому, возможно, потом ещё дополню пост.

Для понимания контекста сначала расскажу собственные ощущения: мне 30, и ещё никогда мне не было так хорошо, как сейчас. Речь не о каком-то одном моменте, а об ощущении от жизни в целом — кажется, что всё наконец-то только начинается, а жизнь до этого была прелюдией.

Так почему же одни в тридцать полны сил, а другие с грустью вспоминают о былых временах?

Моя теория такова: чтобы в тридцать было в кайф (вероятно, и в сорок тоже), у человека должно быть дело.

Обратите внимание на выбор слова: он весьма неслучайный. Поясню, почему не стоит путать дело с работой или хобби.

Работа — некое занятие, за которое человеку платят деньги. Она может приносить удовольствие или нет, но смысл в том, что если человек чем-то занимается только пока ему за это платят, то это просто обычная работа, а никакое не дело.

При этом работа может одновременно быть делом, но может и не быть. Приведу пример:

Программист Аркадий работает в офисе с девяти до шести. Как только часы показывают шесть, он идёт домой и о программировании не вспоминает до следующего утра в офисе. Для него программирование — работа исключительно для заработка. В свой отпуск в Египет он даже не возьмёт с собой ноутбук.

Программист Петя тоже работает в офисе с девяти до шести, но придя домой с удовольствием создаёт и развивает собственные проекты, а иногда даже выступает на конференциях, где рассказывает о своём опыте. Для него программирование — дело, в котором ему интересно расти независимо от работы в офисе.

Хобби — некое занятие, которое человек делает для удовольствия. Как правило, под хобби подразумевается что-то второстепенное и неважное, в то время как дело, напротив, очень важно (для самого человека, разумеется, окружающим-то может казаться, что он занят какой-то фигнёй).

Как и в случае с работой, хобби может быть и не быть делом:

Инна любит бегать, поэтому два раза в неделю ходит в тренажёрный зал провести часик на беговой дорожке. Для неё это способ снять усталость после работы и поддерживать форму, но не более.

Саша тоже любит бегать, но ещё и поднимать планку своих физических возможностей. Она бегает каждый день, даже зимой, и сейчас готовится к очередному марафону. Для неё бег — образ жизни.

Вероятно, на обоих примерах выше вы уже заметили взаимосвязь. В моём понимании, заниматься делом — значит осознанно стремиться к новыми знаниям и много, много трудиться. Такой симбиоз любознательности и упорного труда; моторчик, который постоянно двигает человека вперёд просто потому что «прёт».

Так вот, возвращаясь к вопросу в начале поста: я убеждён, что имено наличие дела и делает жизнь интересной, а человека — счастливым. И если рассматривать возраст как некую линейную шкалу времени, в течение которой человек растёт в своём деле, то становится очевидно, что тридцать лет бесспорно и однозначно лучше, чем двадцать.

Чтобы жить в кайф, нужно развиваться и много трудиться

Будет любопытно прочитать эту заметку через десять лет.

 Нет комментариев    476   2018  

Сколько я заработал на продажах альбома

Закулисные подробности в фактах и цифрах

В прошлом году вышел мой второй студийный альбом 2000 Years Ahead, который стал моим самым успешным релизом на сегодняшний день.

Успех релиза проявляется по-разному: рост фан-базы, приглашения на выступления, улыбки людей на танцполе. Но сейчас я хочу поделиться конкретными цифрами, а именно — сколько я заработал на продажах альбома. Как раз недавно получил финансовый отчёт.

Рассказываю.

Как издавали и сколько продали

Альбом вышел в двух форматах: цифровом и физическом. Лейбл — Digital Om Productions. За дистрибуцию цифрового контента на тот момент отвечал Bonzai Music, физического — Arabesque Distribution.

Продано 940 треков
и 140 дисков

За первый квартал с момента даты релиза люди купили 940 треков и 140 компакт-дисков.

Много это или мало?

Отвечу фактами: альбом целый месяц занимал первую строчку чарта продаж на Псайшопе (там продаются диски) и вторую — на Битпорте:

Альбом уверенно занимал верхние строчки чартов продаж. Источник: bptoptracker.com.

Суммарно на Битпорте альбом пробыл 18 дней в десятке самых продаваемых релизов и 69 дней — в сотне. Пробыть больше двух месяцев в топ-100 и добраться до второго места считается очень круто.

К слову, первую строчку на Битпорте в то время занимал релиз Диджитал Блонда на Джуф-Мантре — лейбле, где я работаю A&R-менеджером. В некотором смысле, для меня это была двойная победа.

О моей работе на лейбле

Сколько получили

Теперь самое интересное: сколько я за это получил. Сразу уточню, что цифры ниже — это уже нетто, то есть доход за вычетом комиссий магазинов и дистрибьюторов, которые в сумме составляют около 50% в зависимости от площадки и страны. Например, если на Битпорте трек продаётся за $1,99, то реальный доход с него примерно $0,9. Эти цифры и показываю.

Магазины забирают себе 20—50% с розничной стоимости

Вот что у меня получилось со всех источников — цифровых продаж (стриминг включил сюда же), физических продаж и сублицензирования:

Доход  
Цифровые продажи +€815
Физические продажи +€610
Лицензирование +€200
Итого доход: +€1625

Тысяча шестьсот евро в виде дохода звучит неплохо — примерно столько предположили некоторые в моём вчерашнем посте в соцсетях.

Пост в Фейсбуке

Но доход ≠ прибыль. У альбома были расходы на производство и продвижение, которые также нужно учесть:

Расходы  
Мастеринг -€225
Обложки -€200
Печать дисков -€300
Логистика -€100
Маркетинг -€100
Итого расходы: -€925

Теперь посчитаем прибыль: €1625 (доходы) — €925 (расходы) = €700. Но и это еще не всё, ведь полученная прибыль поровну распределяется между артистом и лейблом — это стандартная практика в индустрии. Получается так: €700 / 2 = €350. Столько я в итоге получил чистыми до уплаты налогов.

50% прибыли забирает лейбл — это стандартная практика

€350 — чистая прибыль, которую я получил спустя год за первый квартал продаж

Добавлено в 2021 году: подчеркну, что все цифры выше приведены только за первый квартал продаж с даты релиза. За прошедшие два года после написания этого поста моя суммарная чистая прибыль с альбома составила более €1500, преимущественно за счёт стриминга.

Отсюда можно сделать несколько выводов:

  1. Ещё раз подтвердились мои слова о том, что на доход с продажи музыки жить нельзя. Я об уже этом писал в советах и говорил на мастер-классе — посмотрите, если пропустили.
  2. Выпуск музыки — это не только доходы, но и расходы. Причём, затраты на производство и продвижение будут обязательно, а вот прибыли может и не быть вовсе.
    Важный момент: в моём случае лейбл взял все расходы на себя, потому что к тому времени у меня уже сформировалась достаточная репутация. Если же вы начинающий артист, то имейте в виду, что не каждый лейбл захочет инвестировать больше тысячи долларов в новое имя.
  3. Компакт-диски всё еще покупают!

Зачем я это пишу

Вероятно, читатели могут и не знать, но в музыкальной индустрии проблема: молодые и талантливые музыканты ожидают стабильный доход с продаж первого же релиза, а потом получают финансовый отчёт с двузначными цифрами (или и вовсе нулём), обвиняют лейбл, разочаровываются и забивают на музыку. Мне больно всё это регулярно наблюдать, поэтому я делюсь опытом — рассказываю, как за кулисами происходит на самом деле, чтобы начинающие музыканты не ломали свою карьеру из-за ложных ожиданий.

Мне бы очень хотелось сказать «я выпустил альбом и заработал на нём миллион», но правда в том, что после года работы и успешного выпуска продажи альбома принесли мне меньше, чем одна зарплата московского дворника. Вот такая суровая реальность.

Именно поэтому нужно снять розовые очки и начать работать — то, что музыканты делать не очень любят: расширять аудиторию, повышать свою ценность и стремиться к гастролям. Это вам не кнопочки в студии крутить. А к выпуску музыки относиться просто как к портфолио.

Сколько музыканты зарабатывают за выступление

Бонус: немного статистики

Финансовый отчёт — это не только деньги, но и много любопытных данных: кто, где и откуда покупал. Ниже выписал несколько метрик, которые мне показались интересными.

Загрузки по магазинам:

Beatport 75%
iTunes 18%
Juno 4%
Google Music 2%
Amazon 1%

Загрузки по странам:

США 20%
Великобритания 13%
Германия 12%
Австралия 9%
Швейцария 7%
Япония 5%
Франция 4%
Канада 4%
Бразилия 3%
Финляндия 3%
Нидерланды 3%
Другие 26 стран 14%

Стриминг по сервисам:

Spotify 50%
Apple Music 38%
Google Music 5%
iTunes 4%
Deezer 3%

Стриминг по странам:

США 10%
Германия 9%
Великобритания 7%
Мексика 6%
Россия 6%
Нидерланды 5%
Швейцария 4%
Австралия 4%
Япония 4%
Швеция 4%
Франция 3%
Канада 3%
Другие 37 стран 25%

Рейв подкаст 097

Гость месяца: Ekahal

Июньский Рейв Подкаст уже доступен на сайте, Саундклауде и в Айтюнсе. Выпуск начинается необычно с технового и местами мрачного пситранса, а затем плавно переходит в прогрессив пситранс с множеством красивых музыкальных моментов.

Во втором часе — греческий музыкант Ekahal с презентацией своего дебютного альбома на Digital Nature Records.

Треклист

0:00:00 Allaby — Hiding To Nothing (Original Mix)
0:07:26 Triforce — Lifeblood (Original Mix)
0:10:32 Coyu & Antonio Pocai — Transportador (Coyu Raw Mix)
0:12:55 Martin Vice & Michael Banel — Interstellar (Original Mix)
0:15:55 E-Clip — Qoom (Original Mix)
0:19:43 Impact — Essence Of Life (Original Mix)
0:23:58 Waveform — Artificial Life (Original Mix)
0:27:59 Nerso — The Source (Original Mix)
0:31:52 Visua & Norma Project — Fractality (Original Mix)
0:36:41 Freqfield — Addicted (Original Mix)
0:42:08 3 Of Life — Be Square (Original Mix)
0:45:24 Ctrl4 — Circus Cheese (Original Mix) Unreleased
0:46:48 Zen Mechanics & Audiotec — Mechanical Dreams (Original Mix)
0:49:50 Dreamcast — Horizon Down (Original Mix) Unreleased
0:54:03 Sideform — Reflection (2018 Edit)

Гостевой микс от проекта Ekahal (Греция)

1:00:27 Ekahal — 12th Dimension (The Final Realm)
1:06:46 Ekahal — Ayahuasca (Live Mix)
1:11:45 Ekahal — Kiddo Weirdo (Original Mix)
1:18:47 Ekahal — Mr. Purple (Original Mix) Unreleased
1:25:43 Ekahal — A Bright Star in the Sky (Original Mix)
1:29:34 Ekahal — Haze Runner (Original Mix)
1:33:39 Ekahal — God (Original Mix)
1:46:22 Ekahal — Twisted Magic (The Wizard Mix)
1:53:51 Ekahal — A Moment of Clarity (Original Mix)

Об аудиоформатах: WAV или MP3 для диджея

«Двухтысячный Нэксус-2» играет всё и со всего, но шансы встретить в клубе другую модель довольно высоки

Мне интересно, на выступлениях диджеи играют треки с CDJ в формате MP3? Насколько я знаю, не так много же моделей есть, которые поддерживают что-то типа FLAC или WAV.

Так вот собственно и вопрос еще отсюда: есть ли смысл какой-то играть треки с большим битрейтом, чем 320kbps MP3? Будет ли такая сильная разница? Или это всё упирается в то оборудование, на котором будет играться?

Сергей Хивук

Сергей, давай обо всём по порядку: сперва предлагаю разобраться с поддержкой форматов, потом что играют диджеи, и потом про целесообразность файлов с большим битрейтом.

Поддержка форматов

Сначала узнаем наверняка, какие модели поддерживает флак и вав: зайдём на официальный сайт Пионера и посмотрим на совместимость форматов и носителей.

Pioneer.com

Для удобства я выписал всё в таблицу, а заодно добавил туда и архивные модели, потому что некоторые ещё встречаются:

Модель Форматы Носители
CDJ-2000NXS2 MP3, WAV, AIFF, AAC, FLAC, ALAC USB, CD, SD, Mac, Win, iOS, Android
CDJ-2000NXS MP3, WAV, AIFF, AAC USB, CD, SD, Mac, Win, iOS, Android
CDJ-2000 MP3, WAV, AIFF, AAC USB, CD, SD, Mac, Win
XDJ-1000MK2 MP3, WAV, AIFF, AAC, FLAC, ALAC USB, Mac, Win, iOS, Android
XDJ-1000 MP3, WAV, AIFF, AAC USB, Mac, Win, iOS, Android
CDJ-1000MK3 MP3, CDA CD
CDJ-1000MK2 CDA CD
CDJ-1000 CDA CD
CDJ-900NXS MP3, WAV, AIFF, AAC USB, CD, Mac, Win, iOS, Android
CDJ-900 MP3, WAV, AIFF, AAC CD
CDJ-850 MP3, WAV, AIFF, AAC USB, CD
CDJ-800MK2 MP3, CDA CD
CDJ-800 CDA CD
XDJ-700 MP3, WAV, AIFF, AAC USB, Mac, Win, iOS, Android
CDJ-400 MP3, CDA USB, CD
CDJ-350 MP3, WAV, AIFF, AAC USB, CD
CDJ-100S CDA CD

Из таблицы можно сделать два вывода.

Во-первых, за поддержку вавок можно не беспокоиться: даже среди архива всего лишь три модели, которые воспроизводят мп3, но не играют вав: CDJ-1000MK3, CDJ-800MK2 и CDJ-400. Остальные либо более новые и воспроизводят и вав, и мп3, либо наоборот — более старые, и поэтому играют только аудио-диски.

Во-вторых, намного важнее не формат аудиофайлов, а носитель, с которого планируешь играть. Скажем, если у тебя вся музыка на картах SD, но в клубе окажутся не «двухтысячные», это провал. Или если музыка на флэшке, а в клубе «тысячники», это тоже провал. Или если у тебя диски, а в клубе любая модель из серии XDJ — опять провал.

правило: дублируй музыку на нескольких носителях

Поэтому главное правило профессионального диджея: всегда иметь с собой бэкап на другом носителе. Даже если в техническом райдере прописаны, например, «двухтысячные нэксусы», и организатор подтвердил выполнение этого пункта, все равно лучше подстраховаться и взять бэкап. Всякое бывает.

Что играют диджеи

Мне бы хотелось с умным видом сказать «конечно, все диджеи только вавки» или «большинство предпочитают мп3», но правда в том, что я не знаю. Серьёзно: у меня такой статистики нет, а говорить наугад и выдавать желаемое за действительное считаю неправильным.

Поэтому скажу за себя. Из всех аудиоформатов я предпочитаю AIF: он точь-в-точь такой же по качеству, как вав, но поддерживает расширенные метатеги и обложки — это очень удобно и в медиатеке, и в браузере диджейских проигрывателей.

Как я организовываю музыкальную коллекцию

Мп3 я тоже использую, но скорее в виде исключения — например, для бутлегов, промок и всякого такого неизданного и неофициального.

Есть ли смысл в вавках

Коротко — да, смысл есть. Несжатые аудиоформаты объективно лучше по качеству, чем их сжатые собратья, и это уже много раз доказано. Если захочется аргументов и упороться по матчасти, почитай, например, Sound On Sound.

What Data Compression Does To Your Music. Журнал «Sound On Sound», 2012

Но я хочу сказать о другом.

Дело в том, что в клубах и тем более больших площадках звук проходит длинную цепочку обработки прежде чем дойдёт до слушателя, и испортить его можно на любом этапе.

Например, если диджей играет мп3 с плавающим битрейтом 192 килобита, то звук будет говном несмотря на колонки Funktion One. Или если диджей выкручивает «гейн» на микшере на максимум и играет в красной зоне, то звук тоже будет говном несмотря на все старания аудиоинженеров.

Хороший звук на пати — результат работы всей команды

Но бывает и по-другому. Например, если пьяный звуковик напортачил с калибровкой аудиосистемы, то звук будет говном несмотря на грамотного диджея, который играет только вавки и следит за уровнем сигнала. Или если организаторы сэкономили на аренде нормального оборудования и поставили в диджейку «сотые» деки. Или если помещение никак не изолировано и дребезжит, как фольга. И так далее.

Короче, хороший звук на пати — результат работы всего механизма и всей команды, и это важно понимать. Стараться ли при этом диджею отбирать треки с наилучшим качеством или играть что попало — профессиональный выбор каждого.

Разбор трека: Bitterblossom

В свое время ты говорил, что я могу присылать тебе свою музыку на фидбек, даже если это не пситранс — скажи плз, в силе ли ещё это предложение? Я тут упоролся в нишевую сцену и пытаюсь освоить синтвейв)

Никита Семенов

Никита, это приятная композиция, но есть что улучшить: технически и стилистически.

Технически

Главная проблема — в сведении, особенно на низах: у снэйра и лида столько низких частот, что они спорят с басом и в итоге образуют кашу. Смотри, как выглядит яма, где нет баса и бочки:

Столько низов у не-басовых инстурментов — это дофига. Смело отрезай хай-пас фильтром 100~200 герц у всех партий, кроме баса и бочки.

Проверяй лоу-энд

Не знаю, глючит меня или нет, но кажется что снэйр немного сдвинут по сетке, и удар приходится до бочки. Это такой модный приёмчик из прогрессив хауса, но в этом треке и с таким снэйром это слышится неуместным.

Еще я не уверен на счёт бочки — кажется, то ли она слишком выбивается из микса по громкости, либо сам тембр не тот. Попробуй для начала сделать потише.

На 1:57—1:58 неприятный провал фильтром, я бы попробовал как-то плавнее увести, либо добавить какой-нибудь свип перед ним.

Но это всё не важно, потому что главные вопросы у меня именно ко стилю.

Стилистически

Насколько я знаю, главная фишка жанра — ретрофутуризм: вдохновленные научной фантастикой космические темы с характерными синтезаторами и ударными из восьмидесятых.

Для примера можно послушать тему из сериала Stranger Things (ближе к чилвейву, но атмосфера научной фантастики передана блестяще), Динатрона (скорее ретровейв, но тоже круто) и Эфикса (а это прям аутентично).

Так вот: где всё это у тебя? Где пэды? Где классические синты Роланда «Сатурна»? Что за пианино?

Ну то есть надо понимать: мелодии приятные и всё такое, но если цель — сделать именно синтвейв, то это провал. Тут советую более внимательно выбирать тембры и использовать референсы.

Справедливости ради отмечу, что в синтвейве я полный профан, поэтому, возможно, написал какую-то дичь.

Бонус

Хочу поделиться одним треком, который мне уже давно очень нравится. По стилю он нечто среднее между прогрессив хаусом и нью-диско, но там тоже много синтов из 80-х. Вот: Michael Cassette — Pangaea (Envotion Remix).

Здесь круто всё: звуки, аранжировка, стиль, продакшн. Послушай, вдруг вдохновит.

Ранее Ctrl + ↓
© Даниил Соколовский, 2025
Движок — Эгея